22 года назад, 1 ноября 2001 года, по Указу Президента Российской Федерации В.В.Путина был создан Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу, который впоследствии, весной 2004 года, был преобразован в Федеральную службу по финансовому мониторингу.
Своими воспоминаниями о времени становления российской антиотмывочной системы поделились сотрудники МУМЦФМ, которые стояли у истоков финансовой разведки: помощник генерального директора МУМЦФМ Владимир Николаевич Фомин (юридическое управление Комитета по финансовому мониторингу в 2002 году) и главный специалист МУМЦФМ Валерий Николаевич Макешин (информационно-технологическое управление Комитета по финансовому мониторингу в 2001 году).
__________________________________
Весной 2000 года представители Комитета экспертов Совета Европы по оценке мер борьбы с отмыванием денег МАНИВЭЛ и ФАТФ оценивали Россию по 25 критериям с точки зрения противодействия отмыванию доходов и указали на отсутствие в стране ключевых компонентов «антиотмывочной» системы: обеспеченного необходимыми ресурсами подразделения финансовой разведки, системы представления сообщений о подозрительных операциях, эффективных и оперативных механизмов оказания помощи в международных расследованиях.
Летом 2000 года ФАТФ включила Россию в список стран, не сотрудничающих с международным сообществом в борьбе с легализацией доходов, полученных преступным путем. Оценивая сложившуюся ситуацию, Президент России Владимир Владимирович Путин в июле 2000-го года поручил заинтересованным министерствам и ведомствам доработать существующий законопроект «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем» и вывести государство из «черного» списка ФАТФ.
Владимир Фомин:
«После того, как в двухтысячном году, буквально на стыке тысячелетий, была упразднена Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (ВЭК России), а часть ее функций была передана Министерству финансов Российской Федерации, в Министерстве был образован Департамент валютного контроля, руководителем которого стал Юрий Анатольевич Чиханчин [в настоящий момент глава Росфинмониторинга - прим.ред.]. К Министерству перешли и незавершенные дела ВЭКа, включая неисполненные поручения Президента РФ и Правительства РФ.
Одним из таких поручений стали доработка и внесение в Госдуму законопроекта о противодействии отмыванию преступных доходов. Департамент валютного контроля начал масштабную работу по доработке законопроекта, согласование его с заинтересованными ведомствами.
В это же время стало понятно, что необходимо будет учреждать специальный уполномоченный орган по противодействию, на который будут возложены функции по финансовому мониторингу, и который будет тесно взаимодействовать по этим вопросам с Банком России. Силы специалистов Департамента валютного контроля Министерства и специалистов Банка России сосредоточились на создании нормативной правовой базы по передаче сообщений об операциях с денежными средствами или иным имуществом, прежде всего от финансовых институтов. Одновременно для этих целей разрабатывалось соответствующее программное обеспечение.
Как впоследствии признавали и Эгмонт, и ФАТФ, финансовая разведка России была единственной, кто получал от коммерческих банков 100% информации о денежных операциях в электронном виде.
Яркий след оставило воспоминание о событии, которое произошло в один летний, если не ошибаюсь, июньский день 2001 года. В тот день перед внесением в Госдуму проходили бурные обсуждения законопроекта у Министра финансов, в том числе с представителями некоторых парламентских фракций и финансовых институтов.
И вот, войдя в приемную Министра утром, мы с Юрием Анатольевичем [Чиханчиным] покинули «апартаменты» Министра только в пятом часу утра …следующего дня».
Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» был принят депутатами Государственной Думы и получил одобрение в Совете Федерации. 7 августа 2001 года Федеральный закон №115-ФЗ подписал Президент Российской Федерации.
Этот закон обеспечил правовую основу для создания российского подразделения финансовой разведки. И 1 ноября 2001 года Президент России подписал Указ № 1263 «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» - Комитете Российской Федерации по финансовому мониторингу.
Валерий Макешин:
«Федеральная служба по финансовому мониторингу Российской Федерации празднует три даты:
7 августа 2001 года – принятие Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» №115-ФЗ
1 ноября 2001 года – создание Комитета Российской Федерации по финансовому мониторингу
1 февраля 2002 года – дата вступления в силу закона №115-ФЗ и начало работы Комитета.
С 15 ноября 2001 года, когда я начал свою работу в Комитете, до даты вступления в силу Федерального закона 115-ФЗ оставалось чуть больше 75 дней, за которые нужно было подготовить техническую базу – создать механизм приема сообщений о подозрительных операциях. Я занимался разработкой этой системы, и она действует до сих пор.
Система предоставления информации о подозрительных операциях должна была пройти защиту в Правительстве Российской Федерации, этим вопросом занимались мы вместе с Виктором Алексеевичем Зубковым. В результате система получила положительную оценку от Гостехкомиссии [в настоящее время Федеральная служба по техническому и экспортному контролю – прим. ред.] и ФАПСИ [Федеральное агентство правительственной связи и информации Российской Федерации, упразднено Указом Президента России 11 марта 2003 года – прим.ред.].
А первого февраля, в день вступления в силу антиотмывочного закона, мы получили первые сообщения от банков из Калининграда. Начиная со следующих дней стали приходить тысячи сообщений в день, и система заработала в полную силу.
Постепенно Комитет стал расширяться и набирать новых сотрудников – аналитиков, юристов. И если на момент создания в Комитете по финансовому мониторингу было 6 сотрудников, включая руководителя Комитета – Виктора Алексеевича Зубкова, - то к середине 2002 года штат вырос уже до полусотни человек. Эти специалисты действительно стояли у истоков становления финансовой разведки».