О курсе Содержание Список рекомендаций Оценка технического соответствия Рекомендация Пояснительная записка Перечень результатов Словарь
© 2013-2019
ФАТФ/ОЭСР

Непосредственный Результат 1

Риски отмывания денег и финансирования терроризма понимаются и, там, где это необходимо, на национальном уровне координируются действия по борьбе с отмыванием денег, финансированием терроризма и распространения оружия массового уничтожения.

Характеристики эффективной системы

Страна должным образом идентифицирует, оценивает и понимает свои риски отмывания денег и финансирования терроризма, координирует на национальном уровне реализацию мероприятий по снижению этих рисков. Это включает в себя привлечение компетентных органов и других соответствующих ведомств; использование широкого спектра источников достоверной информации; использование оценки рисков в качестве основы для разработки и установки приоритетов политики и деятельности по ПОД/ФТ; информирование и осуществление этой политики и деятельности скоординированным способом по надлежащим каналам. Соответствующие компетентные органы также взаимодействуют и координируют политику и деятельность в области борьбы с финансированием распространения оружия массового уничтожения. Со временем это приводит к существенному снижению рисков отмывания денег и финансирования терроризма.
Этот результат относится преимущественно к Рекомендациям 1, 2, 34 и элементам Рекомендации 15.

Комментарий для экспертов:
  1. Эксперты не обязаны проводить углублённую проверку или оценивать выполненную страной оценку рисков. На основании собственного понимания обоснованности оценки рисков экспертам следует сфокусировать свое внимание на том, насколько компетентные органы используют на практике свое понимание рисков для воздействия на разработку политики и деятельности по снижению рисков.
  2. Эксперты должны учитывать полученные сведения для данного Неэксперты должны допускать влияние полученн посредственного Результата (НР) в их оценке других НР. Однако ых ими сведений касательно сотрудничества и координации мер по борьбе с финансированием распространения оружия массового уничтожения только на оценки НР.11, но не других НР (т.е., с НР.2 по НР.10), касающихся борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма.
Основные Вопросы, на которые следует дать ответ при определении уровня достижения Результата
  1. 1.1Насколько хорошо страна понимает свои риски в сфере ОД/ФТ?
  2. 1.2Насколько хорошо идентифицированные риски в сфере ОД/ФТ учитываются в национальной политике и деятельности в сфере ПОД/ФТ?
  3. 1.3В какой степени результаты оценки рисков должным образом используются для обоснования исключений и поддержки применения расширенных мер в ситуациях повышенного риска или упрощенных мер в ситуациях пониженного риска?
  4. 1.4В какой степени цели и деятельность компетентных органов и СРО согласуются с изменяющейся национальной политикой в сфере ПОД/ФТ и идентифицированными рисками в сфере ОД/ФТ?
  5. 1.5В какой мере компетентные органы и СРО взаимодействуют и координируют развитие и реализацию политики и деятельности в сфере ПОД/ФТ92С учетом требований ПОД/ФТ и правил защиты информации и персональных данных и других аналогичных положений (например, безопасность данных / локализация), при необходимости., и, при необходимости, в сфере борьбы с финансированием распространения оружия массового уничтожения?93Учитывая наличие разных форм сотрудничества и координации между соответствующими органами, Основной вопрос 1.5 не предрешает выбор страной конкретной формы и применяется в равной степени ко всем им.
  6. 1.6В какой мере страна гарантирует, что соответствующие финансовые учреждения, УНФПП и другие сектора, входящие в сферу применения стандартов ФАТФ, осознают значимые результаты национальных рисков в сфере ОД/ФТ?
  1. Примеры информации, подтверждающей выводы по Основным Вопросам
    1. Оценка страной ее рисков ОД/ФТ (напр., разработанные типы оценок; опубликованные/переданные типы оценок).
    2. Политика и стратегия ПОД/ФТ (напр., политика, стратегия и заявления по ПОД/ФТ переданные/ опубликованные; вовлечённость и обязательства на уровне высокопоставленных должностных лиц и политическом).
    3. Работа с частным сектором и соответствующими ведомствами (напр., инструктажи и руководство по соответствующим заключениям оценки риска; регулярность и актуальность консультаций в отношении политики и законодательства, проводимых в целях разработки оценки риска и других документов политики).
  2. Примеры Специфических Факторов, подтверждающих выводы по Основным Вопросам
    1. Какие методы, инструменты и информация используются для разработки, пересмотра и оценки выводов в отношении оценки рисков? Насколько полноценно используются информация и данные?
    2. Насколько полезными являются стратегическая финансовая информация, анализ, типологии и руководящие указания?
    3. Какие компетентные органы и соответствующие заинтересованные стороны (включая финансовые учреждения и УНФПП) вовлечены в оценку рисков? Как они обеспечивают передачу информации на национальный уровень оценки рисков в сфере ПОД/ФТ, и на каком этапе?
    4. Актуализируется ли оценка рисков, регулярно ли она рассматривается и реагирует ли на значимые события или развитие ситуации (включая новые угрозы и тенденции)?
    5. В какой мере оценка рисков является обоснованной и сообразной с угрозами в сфере ОД/ФТ, уязвимостью и специфичностью, с которыми сталкивается страна? Учитывает ли она, при необходимости, риски, идентифицированные другими надёжными источниками?
    6. Отвечает ли политика компетентных органов на изменения рисков в сфере ОД/ФТ?
    7. Какие механизмы или организации используются ведомствами для обеспечения надлежащего и регулярного сотрудничества и координации национальной структуры, разработки и реализации политики по борьбе с ОД/ФТ, как при выработке политического курса, так и на оперативном уровне, а при необходимости по борьбе с финансированием распространения оружия массового поражения? Включает ли в себя этот механизм или эта организация все компетентные органы?
    8. Осуществляется ли межведомственный обмен информацией своевременно и насколько необходимо на двусторонней или многосторонней основе?
    9. Привлекаются ли адекватные ресурсы и компетенции для проведения оценки рисков и для сотрудничества и координации на национальном уровне?

Непосредственный Результат 2

Международное сотрудничество обеспечивает необходимую информацию, оперативные финансовые данные, доказательства и способствует деятельности, направленной против преступников и их активов.

Характеристики эффективной системы

Страна предоставляет конструктивную и своевременную информацию и помощь в ответ на запросы других стран. Компетентные органы содействуют выполнению запросов касательно следующего:

  • определение местонахождения преступника и его экстрадиция
  • идентификация, замораживание, арест, конфискация и раздел активов, предоставление информации (включая доказательства, оперативные финансовые данные, надзорную информацию и информацию о бенефициарном владении), связанной с отмыванием денег, финансированием терроризма или сопутствующими предикатными преступлениями.

Компетентные органы также стремятся к международному сотрудничеству в целях преследования преступников и их активов. Со временем это делает страну непривлекательным местом для преступников (включая террористов) — для их операций, управления незаконными доходами или использования ее в качестве безопасного убежища.

Этот результат относится преимущественно к Рекомендациям 36—40, а также к отдельным элементам Рекомендаций 9, 15, 24, 25 и 32.

Комментарий для экспертов:

Эксперты должны учитывать, каким образом их выводы о специфической роли компетентных органов в стремлении к международному сотрудничеству и его осуществлению согласно этому НР могут повлиять на другие НР (в частности, НР.3, НР.5 и с НР.6 по 10), в т.ч. то, как страна стремится к международному сотрудничеству при работе по своим делам, когда это целесообразно.

Основные Вопросы, на которые следует дать ответ при определении уровня достижения Результата
  1. 2.1В какой мере страна обеспечила конструктивную и своевременную взаимную правовую помощь и экстрадицию по всему диапазону запросов в рамках международного сотрудничества? Каково качество предоставленной помощи?
  2. 2.2В какой мере страна обращалась с запросами об оказании правовой помощи в рамках международного сотрудничества надлежащим и своевременным способом по внутренним делам ОД, соответствующих предикатных преступлений и случаев ФТ с транснациональной составляющей?
  3. 2.3В какой мере различные компетентные органы ищут иные формы международного сотрудничества для обмена оперативной финансовой информацией и надзорными сведениями, правоохранительной или другой информацией надлежащим и своевременным способом с их зарубежными партнёрами для целей ПОД/ФТ?
  4. 2.4В какой мере различные компетентные органы предоставляют (в т.ч. на спонтанной основе) другие формы международного сотрудничества для обмена оперативной финансовой информацией и надзорными сведениями, правоохранительной или другой информацией надлежащим и своевременным способом с их зарубежными партнёрами для целей ПОД/ФТ?
  5. 2.5Насколько хорошо компетентные органы исполняют и отвечают на иностранные запросы о сотрудничестве в идентификации и обмене основной информацией и информацией о бенефициарной собственности в отношении юридических лиц и образований?
  1. Примеры информации, подтверждающей выводы по Основным Вопросам
    1. Свидетельства обработки и подготовки запросов о международном сотрудничестве относительно экстрадиции, взаимной правовой помощи и других форм международного сотрудничества (напр., количество сделанных, полученных, обработанных, удовлетворенных запросов, или отказов в отношении различных компетентных органов (напр., центральный орган, ПФР, надзорные и правоохранительные органы), виды запросов; своевременность ответа с учётом приоритетности запросов; случаи предоставления спонтанной информации или обмена).
    2. Виды и количество договоренностей по сотрудничеству с другими странами (включая двусторонние и многосторонние Меморандумы о взаимопонимании, договоры, сотрудничество на принципах взаимности, другие механизмы сотрудничества).
    3. Примеры: (a) создания, (b) обеспечения успешного международного сотрудничества (напр., использование данных финансовой разведки/предоставленных доказательств — для/от страны (в зависимости от ситуации); расследования, проводимые по поручению или совместно с зарубежными партнёрами; экстрадиция подозреваемых/преступников в сфере ОД/ТФ).
    4. Информация о расследованиях, судебном преследовании, конфискации и репатриации/разделении активов (напр., количество расследований и случаев судебного преследования в отношении ОД/ФТ, количество и объём замороженных и конфискованных активов (включая конфискацию без вынесения приговора) в результате международного сотрудничества; объём репатриированных или разделенных активов).
  2. Примеры Специфических Факторов, подтверждающих выводы по Основным Вопросам
    1. Какие оперативные меры имеются в наличии, чтобы гарантировать, что предпринимаются все надлежащие меры защиты, запросы обрабатываются конфиденциально с целью исключения несанкционированных действий в отношении процесса (например, расследования и дознания), переданная информация используется в разрешённых целях?
    2. Какие механизмы (включая системы управления документооборотом) используются различными компетентными органами для получения, оценки, определения приоритета и ответа на запросы о содействии?
    3. Каковы причины отказа в случаях, когда помощь не оказывается или не может быть оказана?
    4. Какие механизмы (включая системы управления документооборотом) используются различными компетентными органами для отбора, определения приоритета и подготовки запросов о содействии?
    5. Каким образом различные компетентные органы обеспечивают предоставление запрашиваемой стране надлежащей и точной информации, позволяющей понять и оценить запрос?
    6. Насколько хорошо взаимодействовала страна с запрашивающей или запрашиваемой страной, чтобы избежать или устранить конфликты, связанные с юрисдикцией или проблемами, вызванными низким качеством содержащейся в запросах информации?
    7. Каким образом компетентные органы обеспечивают, чтобы данные о контактных лицах и требованиях к запросам, направляемым в рамках международного сотрудничества, были понятными и доступными для запрашивающих стран?
    8. В какой мере страна преследует в судебном порядке своих граждан без неоправданного промедления в ситуациях, когда по закону их экстрадиция невозможна?
    9. Какие мероприятия и меры предпринимаются для управления и репатриации активов, конфискованных по требованию других стран?
    10. Существуют ли проблемы юридического, оперативного или судебного процесса (напр., чрезмерно жёсткое требование касательно обоюдного признания деяния преступлением и т.п.), которые препятствуют или затрудняют международное сотрудничество?
    11. В какой мере компетентные органы обмениваются информацией, опосредованно, со сторонами, не являющимися партнёрами?
    12. Наличие адекватных источников, доступных для: (a) получения, управления, координирования и подготовки ответов на входящие запросы о сотрудничестве; и (b) своевременного создания и координирования запросов о содействии?

Непосредственный Результат 3

Надзорные органы должным образом осуществляют надзор, мониторинг и регулирование финансовых учреждений, УНФПП и ПУВА в целях выполнения требований в сфере ПОД/ФТ, соразмерно с их рисками.

Характеристики эффективной системы

Надзор и мониторинг действуют в отношении и снижают риски отмывания денег и финансирования терроризма в финансовых и других соответствующих секторах посредством следующего:

  • предупреждение случаев, когда преступники и их сообщники имеют, в т.ч. являясь бенефициарными владельцами, значительное или контрольное участие, или управляющие функции в финансовых учреждениях, УНФПП или ПУВА;
  • незамедлительное выявление, устранение, применение санкций там, где это необходимо, в случаях нарушения требований в сфере ПОД/ФТ или недостатков управления рисками отмывания денег и финансирования терроризма.

Надзорные органы94В отношении ФУ и УНФПП (исключая ПУВА) в целях оценки эффективности ссылки на «Надзорные органы» включают в себя СРО предоставляют финансовым учреждениям, УНФПП и ПУВА адекватную обратную связь и руководство по соблюдению требований в сфере ПОД/ФТ. Со временем, надзор и мониторинг повышают уровень соблюдения норм (иногда применяется оборот — уровень законопослушности) в сфере ПОД/ФТ и препятствуют попыткам преступников злоумышленно использовать финансовые, УНФПП и ПУВА сектора, особенно сектора, наиболее подверженные рискам отмывания денег и финансирования терроризма.

Этот результат относится преимущественно к Рекомендациям 14, 15, с 26 по 28, 34 и 35, а также к части Рекомендаций 1 и 40.

Комментарий для экспертов:
  1. Экспертам необходимо определить, какие финансовые, УНФПП и ПУВА сектора являются наиболее, умеренно или мало значимыми и отразить свои суждения в Разделах 1,5 и 6 отчета взаимной оценки. При определении общего рейтинга эффективности данного непосредственного результата, эксперты должны пояснить, насколько значительными (или наоборот) являются выявленные недостатки, и увязать эти суждения вместе со значимостью отдельных секторов финансовой системы.
  2. При определении весовых критериев отдельных финансовых, УНФПП и ПУВА секторов, эксперты должны принимать во внимание их значимость, с учетом следующих факторов:
    1. риски ОД/ФТ каждого сектора, с учетом факторов материальности каждого сектора (например, относительная важность различных финансовых, УНФПП и ПУВА секторов; размер, уровень интеграции и концентрацию финансового сектора95Например, включая, но не ограничиваясь концентрацией бизнес сообщества в различных секторах.; относительную важность различных финансовых продуктов, инструментов или институтов; соотношение объемов внутреннего и международного бизнесов: интенсивность использование наличных денег в экономике, соотношение формального и неформального (и/или теневого) секторов экономики, и
    2. структурные элементы и иные контекстуальные факторы (например, наличие надзорных органов, характеризующихся ответственным, целостным и прозрачным режимом; зрелость и степень формализации надзорной и регуляторной деятельности в каждом секторе).96Например, проведение специальных надзорных мероприятий, таких как тематические обзоры и целевое взаимодействие с конкретными секторами или учреждениями
    Чтобы получить больше информации о том, как эксперты должны учитывать риск, материальность, структурные элементы и иные контекстуальные факторы следует обратиться к параграфам 5-12 Методологии. Кроме того, дополнительная информация о том, как должны быть отражены в отчете суждения о значимости финансовых, УНФПП и ПУВА секторов, содержится в Приложении II Методологии – Шаблон отчета о взаимной оценке.
  3. При оценке этого НР эксперты должны рассмотреть соответствующие полученные сведения, в том числе на уровне финансовой группы, на уровне международного сотрудничества, в котором участвуют надзорные органы.
Основные Вопросы, на которые следует дать ответ при определении уровня достижения Результата
  1. 3.1Насколько хорошо лицензирование, регистрация и другие виды контроля, применяемые надзорными органами или другими ведомствами, препятствуют преступникам и их сообщникам в осуществлении владения или бенефициарного владения значительным или контрольным участием, или в осуществлении управляющих функций в финансовых учреждениях, УНФПП или ПУВА? Насколько хорошо обнаруживаются нарушения требований такого лицензирования или регистрации?
  2. 3.2Насколько хорошо надзорные органы выявляют и поддерживают понимание рисков в сфере ОД/ТФ в финансовых и других секторах в целом, между различными секторами и категориями учреждений и отдельными учреждениями?
  3. 3.3В целях снижения рисков, насколько хорошо надзорные органы, с учётом факторов риска, осуществляют надзор или мониторинг степени соответствия финансовых учреждений, УНФПП и ПУВА требованиям в сфере ПОД/ФТ?
  4. 3.4В какой степени применяются на практике корректирующие меры и/или эффективные, соразмерные и сдерживающие санкции?
  5. 3.5В какой мере надзорные органы могут продемонстрировать, что их меры влияют на соблюдение требований финансовыми учреждениями, УНФПП и ПУВА?
  6. 3.6Насколько хорошо надзорные органы способствую ясному пониманию финансовыми учреждениями, УНФПП и ПУВА их обязанностей в сфере ПОД/ ФТ и рисков в сфере ОД/ФТ?
  1. Примеры информации, подтверждающей выводы по Основным Вопросам
    1. Контекстуальные факторы в отношении размера, состава и структуры финансового и УНФПП и ПУВА секторов и неформального или нерегулируемого сектора (например, количество и категории финансовых учреждений (включая УПЦД), УНФПП и ПУВА, лицензированных или зарегистрированных в каждой категории; виды финансовой (включая трансграничную) деятельности; относительный размер, важность и существенность секторов).
    2. Модели риска надзорных органов, инструкции и руководства в сфере ПОД/ФТ (напр., должностные инструкции сотрудников надзорных органов; публикации, описывающие надзорный/мониторинговый подходы в сфере ПОД/ПФТ; надзорные циркуляры, передовая и неудовлетворительная практика, тематические исследования; ежегодные отчеты).
    3. Информация о надзорном взаимодействии по вопросам ПОД/ФТ с отраслью, ПФР и другими компетентными органами (напр., осуществление руководства и проведение тренингов, организация встреч или стимулирование взаимодействия с финансовыми учреждениями, УНФПП и ПУВА).
    4. Информация по надзору (напр., частота, объем и характер мониторинга и инспекционных мероприятий (выездных и заочных); характер выявленных нарушений; применённые санкции и другие корректирующие действия (напр., действия по устранению выявленных нарушений, взыскания, штрафы); примеры случаев, когда применённые санкции и другие корректирующие действия способствовали соблюдению требований в сфере ПОД/ФТ).
  2. Примеры Специфических Факторов, подтверждающих выводы по Основным Вопросам
    1. Какие меры применяются для предупреждения создания и продолжительного функционирования банков-ширм в стране?
    2. В какой мере проверки «на профессиональное соответствие и пригодность» и другие аналогичные меры используются в отношении лиц, выполняющих функции главного руководства, имеющих значительное или контрольное участие, или профессионально аккредитованных в финансовых учреждениях, УНФПП и ПУВА?
    3. Какие меры надзорные органы применяют для оценки рисков ОД/ФТ в секторах и организациях, над которыми они осуществляют надзор/мониторинг? Как часто пересматривается структура рисков, и что инициирует пересмотр (напр., изменения в руководящем составе или коммерческой деятельности)?
    4. Какие меры и надзорные инструменты применяются для того, чтобы финансовые учреждения (включая финансовые группы), УНФПП и ПУВА были подотчётны и выполняли свои обязанности в сфере ПОД/ФТ (включая обязанности, относящиеся к целевым финансовым санкциям против терроризма и к финансированию терроризма, и к мерам противодействия, предусмотренным ФАТФ)? В какой мере это способствовало использованию установленной финансовой системы?
    5. В какой мере частота, интенсивность и объем выездных и заочных проверок связаны со структурой риска финансовых учреждений (включая финансовую группу), УНФПП и ПУВА?
    6. Каков уровень сотрудничества между надзорными органами и другими компетентными ведомствами по вопросам ПОД/ФТ (включая управление рисками в сфере ОД/ФТ финансовой группы)? В какой ситуации надзорные органы передают информацию по вопросам ПОД/ФТ или запрашивают её от других компетентных органов (в т.ч. выход на рынок)?
    7. Какие меры применяются для идентификации, лицензирования или регистрации, мониторинга и наложения санкций в отношении лиц, предоставляющих услуги ПДЦ, услуги виртуальных активов или соответствующей деятельности?
    8. Имеются ли у надзорных органов достаточные ресурсы для надзора или мониторинга в целях ПОД/ФТ с учётом размера, сложности и параметров риска сектора, в отношении которого осуществляется надзор или мониторинг?
    9. Какие меры применяются для обеспечения того, чтобы надзорные финансовые органы имели функциональную независимость во избежание неоправданного влияния на них по вопросам ПОД/ФТ?

Непосредственный Результат 4

Финансовые учреждения, УНФПП и ПУВА должным образом применяют превентивные меры в сфере ПОД/ФТ соответственно их рискам и сообщают о подозрительных операциях.

Характеристики эффективной системы

Финансовые учреждения, УНФПП и ПУВА понимают характер и уровень своих рисков отмывания денег и финансирования терроризма; разрабатывают и применяют политику в сфере ПОД/ФТ (включая групповую политику), внутренний контроля и программы для адекватного снижения этих рисков; применяют соответствующие меры НПК для идентификации и проверки своих клиентов (включая бенефициарных собственников), осуществляют текущий мониторинг; должным образом выявляют подозрительные операции и сообщают о них; выполняют другие требования в сфере ПОД/ФТ. В конечном итоге это ведёт к сокращению деятельности по отмыванию денег и финансированию терроризма в этих организациях.

Этот результат относится преимущественно к Рекомендациям 9—23, а также к отдельным элементам Рекомендаций 1, 6 и 29.

Комментарий для экспертов:
  1. Экспертам необходимо определить, какие финансовые, УНФПП и ПУВА сектора являются наиболее, умеренно или мало значимыми и отразить свои суждения в Разделах 1,5 и 6 отчета взаимной оценки. При определении общего рейтинга эффективности данного непосредственного результата, эксперты должны пояснить, насколько значительными (или наоборот) являются выявленные недостатки, и увязать эти суждения вместе со значимостью отдельных секторов финансовой системы.
  2. При определении весовых критериев отдельных финансовых, УНФПП и ПУВА секторов, эксперты должны принимать во внимание их значимость, с учетом следующих факторов:
    1. риски ОД/ФТ каждого сектора, с учетом факторов материальности каждого сектора (например, относительная важность различных финансовых, УФНПП и ПУВА секторов; размер, уровень интеграции и концентрацию финансового сектора97Например, включая, но не ограничиваясь концентрацией бизнес сообщества в различных секторах; относительную важность различных финансовых продуктов, инструментов или институтов; соотношение объемов внутреннего и международного бизнесов; интенсивность использование наличных денег в экономике, соотношение формального и неформального (и/или теневого) секторов экономики, и
    2. структурные элементы и иные контекстуальные факторы (например, наличие надзорных органов, характеризующихся ответственным, целостным и прозрачным режимом; зрелость и степень формализации надзорной и регуляторной деятельности в каждом секторе).98Например, проведение специальных надзорных мероприятий, таких как тематические обзоры и целевое взаимодействие с конкретными секторами или учреждениями.
    Чтобы получить больше информации о том, как эксперты должны учитывать риск, материальность, структурные элементы и иные контекстуальные факторы следует обратиться к параграфам 5-12 Методологии. Кроме того, дополнительная информация о том, как должны быть отражены в отчете суждения о значимости финансовых, УНФПП и ПУВА секторов, содержится в Приложении II Методологии – Шаблон отчета о взаимной оценке.
  3. Эксперты не обязаны проводить углублённую проверку производственной деятельности финансовых учреждений, УНФПП и ПУВА, но должны проверить на основании свидетельств и бесед с представителями надзорных органов, ПФР, финансовых учреждений, УНФПП и ПУВА, в должной ли мере финансовые учреждения, УНФПП и ПУВА оценили и поняли свою подверженность рискам отмывания денег и финансирования терроризма; соответствуют ли их политика, процедуры и внутренний контроль этим рискам; выполняются ли надлежащим образом нормативные требования (включая направление СПО).
Основные Вопросы, на которые следует дать ответ при определении уровня достижения Результата
  1. 4.1Насколько хорошо финансовые учреждения, УНФПП и ПУВА понимают свои риски в сфере ОД/ФТ и обязанности по ПОД/ФТ?
  2. 4.2Насколько хорошо финансовые учреждения, УНФПП и ПУВА применяют меры по снижению рисков соразмерно их величине?
  3. 4.3Насколько хорошо финансовые учреждения, УНФПП и ПУВА применяют меры по НПК и хранению данных (включая информацию о бенефициарном владении и текущий мониторинг)? В какой степени коммерческим предприятиям отказывают в деловых отношениях, если данные НПК недостаточны?
  4. 4.4Насколько хорошо финансовые учреждения, УНФПП и ПУВА применяют расширенные или специальные меры для: (a) ПДЛ, (b) банковских корреспондентских отношений, (c) новых технологий, (d) правил электронных денежных переводов99В контексте ПУВА это относится к переводу виртуальных активов, (e) целевых финансовых санкций в отношении ФТ, и (f) стран повышенного риска согласно определению ФАТФ?
  5. 4.5В какой степени финансовые учреждения, УНФПП и ПУВА выполняют свои обязанности сообщать о подозрениях относительно доходов, полученных преступным путем, и средствах в поддержку терроризма? Какие практические меры используются для предотвращения утечки информации?
  6. 4.6Насколько хорошо финансовые учреждения, УНФПП и ПУВА применяют средства и процедуры внутреннего контроля (в т.ч. на уровне финансовой группы) для обеспечения соблюдения требований по ПОД/ФТ? В какой степени юридические или нормативные требования (напр., финансовая тайна) препятствуют этому?
  1. Примеры информации, подтверждающей выводы по Основным Вопросам
    1. Контекстуальные факторы относительно размера, состава и структуры финансового, УФНПП и ПУВА секторов, а также неформального или нерегулируемого сектора (напр., количество и категории финансовых учреждений (включая УПЦД), УНФПП и ПУВА, лицензированных или зарегистрированных в каждой категории; виды финансовой (включая трансграничную) деятельности; относительный размер, важность и существенный характер секторов).
    2. Информация (включая тенденции) в отношении рисков и общего уровня соответствия (напр., внутренняя политика в сфере ПОД/ФТ, процедуры и программы, тенденции и отчеты по типологиям).
    3. Примеры нарушений соблюдения (напр., обезличенные дела; типологии злоумышленного использования финансовых учреждений, УНФПП и ПУВА).
    4. Информация о соблюдении установленных требований финансовыми учреждениями, УНФПП и ПУВА (напр., частота проверок внутреннего соблюдения установленных требований в сфере ПОД/ПФТ; характер выявленных нарушений и предпринятые меры по устранению недостатков или примененные санкции; частота и качество тренингов по ПОД/ПФТ; время, затраченное на представление в компетентные органы точной и полной информации касательно НПК для целей ПОД/ФТ; сведения об отказе в открытии счетов или в деловых отношениях в связи с недостаточностью информации НПК; сведения об отказе в электронном переводе денежных средств в связи с неполными данными по реквизитам).
    5. Информация по передаче СПО и другая информация, требуемая в соответствии с национальным законодательством (напр., количество направленных СПО и объём соответствующих операций; количество и соотношение СПО из различных секторов; виды, характер и тенденции в направлении СПО соответственно рискам в сфере ОД/ФТ; среднее количество времени, затраченного на анализ подозрительной операции перед направлением СПО).
  2. Примеры Специфических Факторов, которые могут подтверждать выводы по Основным Вопросам
    1. Какие меры имеются для идентификации и работы с обладающими повышенным риском (а в соответствующих случаях — пониженным) клиентами, деловыми связями, операциями, продуктами и странами?
    2. Препятствует ли порядок применения мер ПОД/ФТ правомерному использованию формальной финансовой системы, и какие меры используются для содействия расширению доступа к финансовым услугам?
    3. В какой степени НПК и расширенные или конкретные меры варьируются в зависимости от рисков в сфере ОД/ФТ в различных секторах/категориях учреждений и индивидуальных организациях? Каков относительный уровень соблюдения установленных требований между национальными учреждениями и международными финансовыми группами?
    4. В какой степени имеет место доверие третьим лицам в процессе НПК, и насколько хорошо применяются средства контроля?
    5. Насколько хорошо финансовые учреждения и группы, УНФПП и ПУВА обеспечивают надлежащий доступ к информации в ходе исполнения функции соблюдения установленных требований ПОД/ПФТ?
    6. Позволяют ли внутренняя политика и средства контроля финансовых учреждений и групп, УНФПП и ПУВА своевременно рассматривать: (i) сложные или необычные операции, (ii) предполагаемые СПО для направления в ПФР, и (iii) возможные ложноположительные результаты? В какой степени переданные СПО содержат полную, точную и адекватную информацию о подозрительной операции?
    7. Какие меры и инструменты используются для оценки риска, формулирования и пересмотра ответных мероприятий в области политики, учреждения процедур надлежащего снижения риска, систем и средств контроля над рисками в сфере ОД/ФТ?
    8. Каким образом политика и средства осуществления контроля в сфере ПОД/ФТ доводятся до сведения высшего руководства и сотрудников? Какие меры по устранению недостатков и санкции применяются финансовыми учреждениями, УНФПП и ПУВА при нарушении обязанностей в сфере ПОД/ФТ?
    9. Насколько хорошо финансовые учреждения, УНФПП и ПУВА документируют свои оценки риска ОД/ФТ и сохраняют их в актуальном состоянии?
    10. Обладают ли финансовые учреждения, УНФПП и ПУВА достаточными ресурсами для применения политики и средств контроля в соответствии с их размером, сложностью, коммерческой деятельностью и характером риска?
    11. Насколько хорошо обеспечивается обратная связь для содействия финансовым учреждениям, УНФПП и ПУВА в выявлении подозрительных операций и передаче сообщений о них?

Непосредственный Результат 5

Юридические лица и образования защищены от злоумышленного использования в целях отмывания денег или финансирования терроризма, а компетентные органы имеют беспрепятственный доступ к информации об их бенефициарном владении.

Характеристики эффективной системы

Действуют меры для:

  • защиты юридических лиц и образований от злоумышленного использования в преступных целях;
  • обеспечения достаточной прозрачности юридических лиц и образований; обеспечения доступности на постоянной основе точной и актуальной базовой
  • информации и сведений о бенефициарном владении.

Базовая информация находится в публичном доступе, а информация о бенефициарном владении доступна компетентным органы. Лица, нарушающие эти меры, подвергаются эффективным, соразмерным и сдерживающим санкциям. Это делает юридические лица и образования непривлекательными для использования преступниками в целях отмывания денег или финансирования терроризма.

Этот результат относится преимущественно к Рекомендациям 24 и 25, а также к отдельным элементам Рекомендаций 1, 10, 37 и 40.

Комментарий для экспертов:

При оценке данного Непосредственного Результата эксперты должны учитывать полученные сведения об уровне международного сотрудничества, в котором участвуют компетентные органы. Сюда может входить рассмотрение объёма, в котором компетентные органы стремятся и способны оказывать надлежащую помощь в идентификации и обмене информацией (включая информацию о бенефициарном владении) касательно юридических лиц и образований.

Основные Вопросы, на которые следует дать ответ при определении уровня достижения Результата
  1. 5.1В какой степени доступна и открыта информация о создании и категориях юридических лиц и образований в стране?
  2. 5.2Насколько хорошо соответствующие компетентные органы определяют, оценивают и понимают уязвимость и степень, в которой юридические лица, созданные в стране, могут злоумышленно использоваться (или используются) в целях ОД/ФТ?
  3. 5.3Насколько хорошо страна внедрила меры по предотвращению злоумышленного использования юридических лиц и образований в целях ОД/ФТ?
  4. 5.4В какой степени соответствующие компетентные органы могут своевременно получать адекватную, точную и актуальную информацию — базовую и о бенефициарном владении — в отношении всех категорий юридических лиц, созданных в стране?
  5. 5.5В какой степени соответствующие компетентные органы могут своевременно получать адекватную, точную и актуальную информацию о бенефициарном владении в отношении юридических образований?
  6. 5.6В какой степени эффективные, соразмерные и сдерживающие санкции применяются в отношении лиц, не выполняющих требования о предоставлении информации?
  1. Примеры информации, подтверждающей выводы по Основным Вопросам
    1. Контекстуальная информация о категориях, формах и основных характеристиках юридических лиц и образований в юрисдикции.
    2. Опыт правоохранительных органов и других компетентных органов (напр., уровень санкций, наложенных за нарушение требований о предоставлении информации; где и как получают базовую информацию и информацию о бенефициарном владении (включая информацию об учредителях, доверенных лицах, попечителях, бенефициарах); информация, используемая для поддержки расследования).
    3. Типологии и примеры злоумышленного использования юридических лиц и образований (напр., частота, с которой уголовный розыск находит доказательства использования юридических лиц и образований страны в целях ОД/ФТ; разоблаченные или исключенные из реестра юридические лица, которые злоумышленно использовались для совершения незаконной деятельности).
    4. Источники базовой информации и информации о бенефициарном владении (напр., виды открытой информации, доступной финансовым учреждениям и УНФПП; виды информации, хранимой в реестре компаний или в самой компании).
    5. Информация о роли «посредников» (напр., поставщики корпоративных услуг, бухгалтеры, юристы) в создании и управлении юридическими лицами и образованиями.
    6. Прочая информация (напр., информация о существовании юридических образований; ответы (положительные и отрицательные) на запросы базовой информации и информации о бенефициарном владении, полученные из других стран; информация по мониторингу качества оказываемой помощи).
  2. Примеры Специфических Факторов, подтверждающих выводы по Основным Вопросам
    1. Какие меры применяются для повышения прозрачности юридических лиц (включая меры в отношении акций на предъявителя и сертификатов на предъявителя, а также номинальных акционеров и директоров) и образований?
    2. Какие образом соответствующие органы обеспечивают хранение точной, актуальной базовой информации и информации о бенефициарном владении в отношении юридических лиц? Отслеживается ли, проверяется/сертифицируется или подтверждается наличие и точность информации?
    3. В какой степени времени, затраченного юридическими лицами на внесение изменений в требуемую базовую информацию и информацию о бенефициарном владении, достаточно для обеспечения точности и актуальности информации? В какой степени, когда это применимо, своевременно регистрируются аналогичные изменения в отношении юридических образований?
    4. В какой степени финансовые учреждения и УНФПП могут получать точную и актуальную базовую информацию и информацию о бенефициарном владении в отношении юридических лиц и образований? Каков объем информации, которую доверенные лица раскрывают финансовым учреждениям и УНФПП?
    5. Обладают ли соответствующие органы адекватными ресурсами для применения этих мер на должном уровне?

Непосредственный Результат 6

Оперативные финансовые данные и вся остальная значимая информация используется надлежащим образом компетентными органами для проведения финансовых расследований отмывания денег и финансирования терроризма.

Характеристики эффективной системы

Широкий спектр оперативных финансовых данных и иной соответствующей информации собирается и используется компетентными органами при проведении расследований отмывания денег, сопутствующих предикатных преступлений и финансирования терроризма.

Это даёт достоверную, точную и актуальную информацию; и компетентные органы обладают ресурсами и навыками использования такой информации для проведения анализа и финансовых расследований по идентификации и отслеживанию активов, и при разработке оперативного анализа.

Этот результат относится преимущественно к Рекомендациям 29—32, а также к отдельным элементам Рекомендаций 1, 2, 4, 8, 9, 15, 34 и 40.

Комментарий для экспертов:
  1. Этот результат включает в себя работу, которую проводит ПФР при анализе СПО и других данных; и использование компетентными органами продуктов ПФР, других видов оперативных финансовых данных и иной относящейся к делу информации100Такая информация может быть получена из СПО, сообщений о трансграничном перемещении валюты и оборотных средств на предъявителя, информация правоохранительных органов; сведения головной регистрации; надзорная и нормативная информация; информация реестров компании и т.д. Сюда могут входить, когда это применимо, также сообщения об операциях с наличными, операциях с иностранной валютой, сообщения об электронных денежных переводах, информация других государственных органов, включая службы безопасности; налоговые органы, реестры активов, агентства по выплатам, органы НКО; и информация, которую можно получить посредством принудительных мер от финансовых учреждений и УНФПП, включая информацию о НПК и ообщения об операциях, а также информацию из открытых источников..
  2. При оценке данного Непосредственного Результата эксперты должны рассматривать полученные сведения об уровне международного сотрудничества, в котором принимают участие компетентные органы. Сюда может входить рассмотрение того, в какой степени ПФР и правоохранительные органы в состоянии требовать и требуют соответствующие финансовые и правоохранительные сведения и другую информацию от своих зарубежных партнёров.
Основные Вопросы, на которые следует дать ответ при определении уровня достижения Результата
  1. 6.1В какой степени оцениваются оперативные данные финансовой разведки и другая соответствующая информация и используются в расследованиях для сбора доказательств и отслеживания преступных доходов, связанных с ОД, сопутствующих предикатных преступлений и ФТ?
  2. 6.2В какой степени компетентные органы получают или направляют сообщения (напр., СПО, сообщения о валюте и оборотных инструментах на предъявителя), содержащие значимую и точную информацию, которая помогает им исполнять свои обязанности?
  3. 6.3В какой степени анализ, проводимый ПФР, и доведение его результатов поддерживают оперативные потребности компетентных органов?
  4. 6.4В какой степени ПФР и другие компетентные органы взаимодействуют и обмениваются информацией и оперативными финансовыми данными? Насколько надежно ПФР и компетентные органы защищают конфиденциальность информации, которой они обмениваются и используют?
  1. Примеры информации, подтверждающей выводы по Основным Вопросам
    1. Опыт правоохранительных и других компетентных органов (напр., виды оперативной финансовой и другой доступной информации; частота её использования как инструмента расследования).
    2. Примеры сотрудничества между ПФР и другими компетентными органами и использование данных финансовой разведки (напр., статистика передачи/обмена данными финансовой разведки; случаи использования оперативных финансовых данных в расследовании и судебном процессе против ОД/ФТ и сопутствующих предикатных преступлений, или в идентификации и отслеживании активов).
    3. Информация о СПО (напр., количество проанализированных СПО/ дел; восприятие качества информации, содержащейся в СПО; частота, с которой компетентные органы сталкиваются с примерами подозрительных операций, о которых СПО не направлялись; случаи утечки информации; см. также Непосредственный Результат 4 касательно информации о направлении СПО).
    4. Информация о других оперативных финансовых данных и информации (напр., количество полученных и проанализированных сообщений о валюте и оборотных инструментах на предъявителя; виды информации, которую правоохранительные органы и другие компетентные ведомства получают или добывают /получают доступ/ от других ведомств, финансовых учреждений и УНФПП).
    5. Другие документы (напр., руководство по использованию и направлению СПО и других данных финансовой разведки; типологии, разработанные с использованием данных финансовой разведки).
  2. Примеры Специфических Факторов, подтверждающих выводы по Основным Вопросам
    1. Насколько хорошо ПФР получает доступ и использует дополнительную информацию для анализа и повышения ценности данных, полученных из СПО? Как ПФР обеспечивает строгость своих аналитических оценок?
    2. Насколько хорошо компетентные органы используют информацию, содержащуюся в СПО, и другую оперативную финансовую информацию в оперативных разработках?
    3. В какой степени ПФР использует в своей работе результаты обратной связи с компетентными органами, типологии и оперативный опыт?
    4. Какие механизмы применяются для обеспечения свободного и своевременного сотрудничества между компетентными органами, финансовыми учреждениями, УНФПП и другими сообщающими организациями для предоставления требующейся информации? Имеются ли какие-либо препятствия в отношении доступа к информации?
    5. В какой степени переданные СПО содержат полную, точную и адекватную информацию, относящуюся к подозрительным операциям?
    6. В какой степени соответствующие компетентные органы проверяют и привлекают (включая мероприятия ПФР) сообщающие организации к активизации деятельности по передаче сообщений с оперативной финансовой информацией?
    7. Имеются ли у соответствующих органов достаточные ресурсы (включая IT-технологии для интеллектуального анализа данных и анализа оперативной финансовой информации, а также для защиты её конфиденциальности) для выполнения своих функций?
    8. Какие меры применяются для обеспечения того, чтобы ПФР имело функциональную независимость во избежание чрезмерного влияния на него по вопросам ПОД/ФТ?

Непосредственный Результат 7

Проводятся расследования преступлений и деятельности, связанных с отмыванием денег, а преступники преследуются по закону и подвергаются эффективным, соразмерным и сдерживающим санкциям.

Характеристики эффективной системы

Проводятся расследования деятельности по отмыванию денег и, в частности, приносящие доход крупные преступления; преступники успешно преследуются в судебном порядке; суды применяют эффективные, соразмерные и сдерживающие санкции в отношении осужденных. Сюда входит проведение параллельных финансовых расследовании и дел, в которых сопутствующие предикатные преступления совершены за пределами страны, а также расследование и преследование в судебном порядке отдельных преступлений, отмывания денег. Составные части систем (расследование, судебное преследование, осуждение и санкции) связно функционируют в целях снижения рисков отмывания денег. В конечном итоге, перспектива обнаружения, осуждения и наказания удерживает потенциальных преступников от совершения приносящих доход преступлений и преступлений отмывания денег.

Этот результат относится преимущественно к Рекомендациям 3, 30 и 31, а также к отдельным элементам Рекомендаций 1, 2, 15, 32, 37, 39 и 40.

Комментарий для экспертов:

При оценке данного Непосредственного Результата эксперты должны учитывать полученные сведения об уровне международного сотрудничества, в котором участвуют компетентные органы. Сюда можно отнести учёт объёма, в котором правоохранительные органы обращаются за надлежащей помощью к своим зарубежным партнерам по делам трансграничного отмывания денег.

Основные Вопросы, на которые следует дать ответ при определении уровня достижения Результата
  1. 7.1Насколько хорошо и в каких ситуациях идентифицируются и расследуются потенциальные случаи ОД (включая параллельные финансовые расследования)?
  2. 7.2В какой степени расследуемые и преследуемые в судебном порядке виды деятельности по ОД соотносятся с угрозами и структурой риска страны, и с национальной политикой в области ПОД/ФТ?
  3. 7.3В какой степени преследуются в судебном порядке различные виды дел ОД (напр., предикатное преступление за рубежом, отмывание третьими лицами, самостоятельное преступление101Отмывание денег третьими лицами - это отмывание доходов лицом, которое не участвовало в совершение основного правонарушения. Отмывание денег - это отмывание доходов лицом, которое участвовал в совершении основного правонарушения. Автономные (или автономные) деньги «Отмывание» относится к судебному преследованию за преступления, связанные с ОД, независимо, без необходимости также преследовать основное правонарушение. Это может быть особенно актуальным, в частности: i) когда недостаточно доказательств конкретного основного правонарушения, которое порождает преступные доходы; или ii), в случаях отсутствия территориальной юрисдикции в отношении основного правонарушения. Доходы, возможно, были отмыты ответчиком (отмыванием) или третьей стороной (сторонней стороной ОД). и т.д.) и осуждаются преступники?
  4. 7.4В какой степени применяются эффективные, соразмерные и сдерживающие санкции в отношении физических или юридических лиц, признанных виновными в преступлениях ОД?
  5. 7.5В какой степени страны применяют другие меры уголовного судопроизводства по делам, когда расследование ОД проведено, но нет возможности, на законных основаниях добиться осуждения по ОД? Такие альтернативные меры не должны занижать важность, или быть заменой судебного преследования и осуждения преступлений, связанных с ОД.
  1. Примеры информации, подтверждающей выводы по Основным Вопросам
    1. Опыт и примеры расследований, судебного преследования и осуждения (напр., примеры случаев отказа вследствие недостаточности доказательной базы; какие значимые и сложные дела в сфере ОД были расследованы и проведены в рамках судебного преследования; примеры успешных дел в отношении национальной и международной организованной преступности; дела, в которых вместо осуждения по ОД применяются другие уголовные санкции или меры).
    2. Информация о расследованиях ОД, судебном преследовании и осуждении (напр., количество расследований и судебных процессов против деятельности по ОД; количественное соотношение дел, ведущих к судебному преследованию или направленных в суд; количество или соотношение осуждений по ОД, связанных с отмыванием третьими лицами, отдельным преступлением, отмыванием собственных доходов, предикатными преступлениями, совершенными за рубежом; виды фигурирующих предикатных преступлений; уровень применяемых санкций в отношении преступлений ОД; примененные санкции против ОД в сравнении с санкциями в отношении других предикатных преступлений).
  2. Примеры Специфических Факторов, подтверждающих выводы по Основным Вопросам
    1. Какие меры применяются в целях идентификации, возбуждения дел ОД и определения их приоритетности (как минимум, в отношении всех крупных, приносящих доход преступлений) для расследования (напр., расстановка акцентов между менее и более крупными или сложными делами, между национальными и иностранными предикатами, и т.д.)?
    2. В какой мере и насколько быстро компетентные органы могут получить или иметь доступ к необходимым оперативным финансовым данным и другой информации, требующейся для расследований ОД?
    3. В какой мере практикуются совместные или объединённые расследования (включая использование многопрофильных следственных подразделений) и другие методы ведения следствия (напр., отсрочка или отказ от ареста или конфискации денег в целях идентификации причастных лиц) в отношении серьезных, приносящих доход преступлений?
    4. Каким образом дела по ОД готовятся для своевременного судебного преследования и судебного разбирательства?
    5. В каких ситуациях принимается решение не проводить судебное преследование при наличии указания на способ получения доказательств правонарушения в сфере ОД?
    6. В какой степени судебные преследования ОД: (i) связаны с преследованием предикатного преступления (включая предикатные преступления, совершенные за рубежом), или (ii) ОД преследуются как самостоятельные преступления?
    7. Как компетентные органы, с учетом правовой системы, взаимодействуют друг с другом на всем протяжении ведения дела против ОД, с момента начала расследования, в ходе сбора доказательств по делу, направления его прокурору и до момента принятия решения о передаче его в суд?
    8. Имеются ли другие аспекты следственного, обвинительного или судебного процесса, которые препятствуют или задерживают судебное преследование и применение санкций против ОД?
    9. Имеют ли компетентные органы адекватные ресурсы (включая инструменты ведения финансового расследования) для управления своей работой или адекватного реагирования на риски в сфере ОД?
    10. Имеется ли в наличии обученный персонал/подразделения для расследования ОД? Каким образом распределяются ресурсы, как устанавливаются приоритеты расследований ОД?

Непосредственный Результат 8

Доходы и средства совершения преступлений конфискуются.

Характеристики эффективной системы

Преступники лишаются (благодаря своевременному использованию корректирующих мер и конфискации) доходов и средств совершения преступлений (как национальных, так и зарубежных) или имущества в эквивалентном объёме. Конфискация включает в себя изъятие доходов, полученных в порядке исполнения уголовных, гражданских и административных процедур; конфискацию по причине недостоверного заявления или декларирования при пересечении границы; реституцию потерпевшим (посредством судебной процедуры). Страна управляет арестованными и конфискованными активами, репатриирует или делится конфискованными активами с другими государствами. В результате таких действий преступления становятся невыгодными, а их число — как предикатных, так и связанных с отмыванием денег, — сокращается.

Этот результат относится преимущественно к Рекомендациям 1, 4 и и 32, а также к отдельным элементам Рекомендаций 15, 30, 31, 37, 38 и 40.

Комментарий для экспертов:

При оценке данного Непосредственного Результата эксперты должны также учитывать полученные сведения об уровне международного сотрудничества, в котором участвуют компетентные органы. Сюда можно отнести учёт объёма, в котором правоохранительные органы обращаются за надлежащей помощью к своим зарубежным партнерам по делам трансграничного отмывания денег.

Основные Вопросы, на которые следует дать ответ при определении уровня достижения Результата
  1. 8.1В какой степени конфискация преступных доходов, средств совершения преступлений и имущества эквивалентного объёма рассматривается как основная задача политики?
  2. 8.2Насколько хорошо компетентные органы конфискуют102Для целей оценки эффективности НР.8, следует уделить должное внимание соответствующему использованию налоговой системы, в особенности средствам, полученным с использованием механизмов расчета налогов, в отношении доходов и средств совершения преступлений. Оцениваемая страна должна убедиться в том, что вся предоставляемая информация ограничивается исключительно налоговыми поступлениями, относящимися к доходам/средствам преступлений, в иных случаях следует обязательно указывать источник происхождения. (включая репатриацию, разделение и реституцию) доходы, средства совершения преступлений и имущество эквивалентного объёма, полученные от предикатных преступлений внутри страны и за рубежом, а также доходы, перемещённые в другие страны?
  3. 8.3В какой степени конфискация в отношении незадекларированных / недостоверно задекларированных или задекларированных трансграничных перемещений валюты и оборотных средств на предъявителя, рассматривается и применяется пограничными/таможенными или другими соответствующими органами как эффективная, соразмерная и сдерживающая санкция?
  4. 8.4Насколько хорошо результаты конфискации отражают оценку рисков ОД/ФТ и национальную политику и приоритеты в области ПОД/ФТ?
  1. Примеры информации, подтверждающей выводы по Основным Вопросам
    1. Опыт и примеры процедуры конфискации (напр., самые значительные дела в прошлом; виды постановлений о конфискации, полученных страной; тенденции, указывающие на изменения в способах отмывания преступных доходов).
    2. Информация о конфискации (напр., количество уголовных дел с применением конфискации; виды дел, повлекшие конфискацию; объём конфискованных преступных доходов, конфискованных средств и имущества эквивалентного объёма, с разбивкой по преступлениям за рубежом и внутри страны, конфискованных через уголовное или гражданское производство (включая конфискацию без вынесения приговора); объём недостоверно задекларированной/незадекларированной или укрытой от информирования при перемещении через границу валюты и оборотных средств на предъявителя, которые были конфискованы; объём или соотношение арестованных или замороженных доходов, подлежащих конфискации; объём или соотношение исполненных постановлений о конфискации).
    3. Другая имеющая отношение к делу информация (напр., объём арестованных/замороженных преступных активов; сумма преступных доходов, возвращенных потерпевшим, разделенных или репатриированных).
  2. Примеры Специфических Факторов, подтверждающих выводы по Основным Вопросам
    1. Какие меры и подходы применяют компетентные органы для выявления преступных доходов и средств совершения преступлений (включая серьезные, приносящие доход преступления и преступления, которые происходят не внутри страны либо перетекли за рубеж)?
    2. Как органы в начале уголовного расследования принимают решение начать финансовое расследование с перспективой конфискации?
    3. Насколько хорошо компетентные органы выявляют и отслеживают доходы и средства совершения преступлений или активы эквивалентной стоимости? Насколько хорошо применяются обеспечительные меры (напр., замораживание или арест) для предотвращения бегства или растраты активов?
    4. Какой подход используется страной для обнаружения и конфискации трансграничной валюты и оборотных средств на предъявителя, в отношении которых имеются подозрения о связи с ОД/ФТ и соответствующими предикатными преступлениями, или которые недостоверно задекларированы, не задекларированы или раскрыты?
    5. Какие меры применяются для сохранения и управления стоимостью арестованных/конфискованных активов?
    6. Существуют ли другие аспекты следственного, обвинительного или судебного процесса, которые препятствуют или затрудняют идентификацию, обнаружение и конфискацию доходов и средств совершения преступлений или активов эквивалентного объёма?
    7. Имеют ли соответствующие компетентные органы адекватные ресурсы для адекватного выполнения своих функций?

Непосредственный Результат 9

Проводятся расследования преступлений и деятельности, связанных с финансированием терроризма, а лица, финансирующие терроризм, преследуются по закону и подвергаются эффективным, соразмерным и сдерживающим санкциям.

Характеристики эффективной системы

Деятельность, связанная с финансированием терроризма, расследуется; преступники успешно преследуются по закону; суды применяют эффективные, соразмерные и сдерживающие меры к осужденным. При необходимости финансирование терроризма преследуется как особая преступная деятельность, а финансовые расследования проводятся в целях поддержки расследований в отношении терроризма, с хорошей координацией между заинтересованными ведомствами. Компоненты системы (расследование, судебное преследование, осуждение и санкции) совместно функционируют в целях снижения рисков финансирования терроризма. В конечном итоге, перспектива обнаружения, осуждения и наказания сдерживает деятельность, связанную с финансированием терроризма.

Этот результат относится преимущественно к Рекомендациям 5, 30, 31 и 39, а также к отдельным элементам Рекомендаций 1, 2, 15, 32, 37 и 40.

Комментарий для экспертов:
  1. Эксперты должны знать, что некоторые элементы этого результата могут включать в себя сведения деликатного характера (напр., информацию, собираемую для целей национальной безопасности), доступ экспертов к которым страна может посчитать нежелательным либо невозможным.
  2. При оценке этого НР эксперты должны рассмотреть соответствующие полученные сведения об уровне международного сотрудничества, в котором участвуют компетентные органы. Сюда можно отнести учёт объёма, в котором правоохранительные органы и органы уголовного преследования обращаются за надлежащей помощью к своим зарубежным партнерам по делам трансграничного финансирования терроризма.
Основные Вопросы, на которые следует дать ответ при определении уровня достижения Результата
  1. 9.1В какой степени преследуются по закону различные виды деятельности, связанной с ФТ (например, сбор, перемещение и использование денежных средств или других активов), и осуждаются преступники? Согласуется ли это со структурой риска страны в сфере ФТ?
  2. 9.2Насколько хорошо случаи ФТ идентифицируются и расследуются? В какой степени расследования устанавливают конкретную роль лиц/ организаций, финансирующих террористов?
  3. 9.3В какой степени расследование ФТ интегрировано в национальные антитеррористические стратегии и расследования и используется для их поддержки (напр., идентификация и внесение в списки террористов, террористических организаций и сетей поддержки террористов)?
  4. 9.4В какой степени санкции и меры, применяемые в отношении физических и юридических лиц, признанных виновными в преступлениях ФТ, являются эффективными, соразмерными и сдерживающими?
  5. 9.5В какой степени цель результата достигается при использовании других мер уголовного судопроизводства, регулятивных и иных в интересах воспрепятствования деятельности по ФТ там, где нет возможности добиться обвинительного приговора в отношении ФТ?
  1. Примеры информации, подтверждающей выводы по Основным Вопросам
    1. Опыт и примеры расследований и судебного преследования ФТ (напр., дела, в которых расследование ФТ используется для содействия расследованиям и судебному преследованию терроризма; значимые дела против (зарубежных или местных) террористов и террористических групп, в рамках которых они преследуются в судебном порядке, а их деятельность пресекается; наблюдаемые тенденции в области уровней и методов ФТ; дела, в которых вместо осуждения за ФТ применяются другие уголовные санкции и меры).
    2. Информация о расследованиях, судебном преследовании и обвинительных приговорах в отношении ФТ (напр., количество расследований и судебных преследований в сфере ФТ; соотношение дел, ставших основанием для судебного преследования в сфере ФТ, виды судебных преследований ФТ и обвинительных приговоров (напр., отдельные преступления, местные и зарубежные террористы); уровень санкций, наложенных за преступления в сфере ФТ; санкции, наложенные за преступления в сфере ФТ в сравнении с санкциями за другую преступную деятельность; виды и уровни примененных мер пресечения).
  2. Примеры Специфических Факторов, которые могут подтверждать выводы по Основным Вопросам
    1. Какие меры применяются для идентификации, возбуждения дел и определения их приоритетности в сфере ФТ для обеспечения быстрого расследования и действий против серьезных угроз, а также для максимального пресечения?
    2. В какой мере и насколько быстро компетентные органы могут получить доступ к оперативным финансовым данным и другой информации, необходимой для расследования в отношении ФТ и судебного преследования, либо сами эти сведения?
    3. Каковы были исходные соображения при принятии решений об отказе от преследования за правонарушение в сфере ФТ не последует?
    4. В какой степени компетентные органы применяют планы или стратегии конкретных мероприятий в отношении отдельно взятых угроз и тенденций в сфере ФТ? Согласуется ли это с рисками, стратегией, и национальной политикой страны в сфере ПОД/ФТ?
    5. Насколько хорошо правоохранительные органы, ПФР, подразделения по борьбе с терроризмом и другие органы безопасности и разведки взаимодействуют и координируют свои задачи, связанные этим результатом?
    6. Существуют ли другие аспекты следственного, обвинительного и судебного процесса, которые препятствуют или затрудняют судебное преследование, санкции или подрыв ФТ?
    7. Имеют ли компетентные органы адекватные ресурсы (включая инструменты финансовых расследований) для исполнения своих функций или адекватных ответов на риски ФТ?
    8. Имеется ли в наличии обученный персонал/подразделения для проведения расследований в отношении ФТ? Как определяются приоритеты расследований в области ФТ в случае, если ресурсы используются совместно?

Непосредственный Результат 10

Террористам, террористическим организациям и тем, кто их финансирует, препятствуют в сборе, перемещении и использовании денежных средств, а также в злоумышленном использовании сектора НКО.

Характеристики эффективной системы

Террористы, террористические организации и сети, поддерживающие террористов, идентифицируются и лишаются источников и средств финансирования и поддержки террористической деятельности и организаций. Это включает в себя надлежащее применение целевых финансовых санкций в отношении лиц и организаций, установленных Советом Безопасности ООН, и существующими режимами национальных или региональных санкций. Страна хорошо понимает риски финансирования терроризма и предпринимает необходимые и соразмерные действия по снижению этих рисков, включая меры по предотвращению сбора и перемещения денежных средств способами или через организации, которые подвержены наибольшему риску злоумышленного использования террористами. В конечном итоге это приводит к сокращению потоков финансирования терроризма, препятствуя тем самым совершению террористических актов.

Этот результат относится преимущественно к Рекомендациям 1, 4, 6 и 8, а также к отдельным элементам Рекомендаций 14, 15, 16, 30-32, 37, 38 и 40.

Комментарий для экспертов:

При оценке данного Непосредственного Результата эксперты должны также учитывать полученные сведения об уровне международного сотрудничества, в котором участвуют компетентные органы.

Основные Вопросы, на которые следует дать ответ при определении уровня достижения Результата
  1. 10.1Насколько хорошо страна обеспечивает выполнение целевых финансовых санкций в соответствии с (i) Резолюцией СБ ООН 1267 и его последующими резолюциями, (ii) Резолюцией СБ ООН 1337 (на наднациональном или национальном уровне, по собственной инициативе страны или после проверки, чтобы исполнить запрос другой страны)?
  2. 10.2В какой степени, без нарушения законной деятельности НКО, страна применяет целевые и пропорциональные меры к таким некоммерческим организациям, которые уязвимы перед рисками использования в целях финансирования терроризма, в соответствии с риск-ориентированным подходом?
  3. 10.3В какой степени террористы, террористические организации и те, кто их финансирует, лишаются (посредством уголовных, гражданских или административных процедур) активов и инструментов, связанных с деятельностью ФТ?
  4. 10.4В какой степени перечисленные меры соответствуют общей структуре риска в сфере ФТ?
  1. Примеры информации, подтверждающей выводы по Основным Вопросам
    1. Опыт правоохранительных органов, ПФР, антитеррористических ведомств (напр., тенденции, указывающие на то, что финансирующие террористов лица/организации ведут поиск альтернативных способов сбора/перемещения средств; донесения источников/оперативные данные, указывающие на то, что террористические организации испытывают трудности со сбором средств в стране).
    2. Примеры вмешательства и конфискации (напр., значимые дела, когда террористам, террористическим организациям или тем, кто их финансирует, препятствуют в сборе, перемещении и использовании средств или их арестованных/конфискованных активов; расследования и вмешательства в деятельность НКО, злоумышленно использованных террористами).
    3. Информация о целевых финансовых санкциях (напр., лица и счета, на которые были наложены целевые финансовые санкции согласно резолюциям СБ ООН или другим постановлениям о внесении в перечни; выполненный выбор для внесения в перечни (согласно Резолюции СБ ООН 1373); замороженные активы; операции, в совершении которых было отказано; время, затраченное на выбор для внесения в перечни физических лиц; время, затраченное на применение замораживания активов после внесения в перечни).
    4. Информация о постоянной работе и адресном риск-ориентированном надзоре или контроле НКО, которые были определены страной как подверженные риску использования для финансирования терроризма (напр., частота проверки и мониторинга таких НКО (включая оценки рисков); частота контактов и разъяснительных мероприятий (включая руководящие документы) с НКО в отношении мер и тенденций в области ПФТ; коррективные меры и санкции, предпринятые в отношении НКО).
  2. Примеры Специфических Факторов, подтверждающих выводы по Основным Вопросам
    1. Какие меры страна приняла для обеспечения надлежащего безотлагательного применения целевых финансовых санкций? Каким образом эта информация о выборе для занесения в перечни, а также обязанности своевременно доводятся до финансовых учреждений, УНФПП, ПУВА и общественности?
    2. Насколько хорошо реализованы процедуры и механизмы (i) идентификации целей для установления/внесения в перечень, (ii) замораживания/ размораживания, (iii) удаления из перечня, (iv) предоставления освобождения? Насколько хорошо собирается необходимая информация?
    3. В какой степени страна использует инструменты, предоставленные Резолюциями СБ ООН 1267 и 1373 для замораживания и пресечения финансовых потоков террористов?
    4. Насколько хорошо системы согласования или лицензирования использования активов назначенными организациями в разрешённых целях соответствуют требованиям, установленным в соответствующих Резолюциях СБ ООН (напр., Резолюция СБ ООН 1452 и все последующие резолюции в её развитие)?
    5. Какой подход применяется компетентными органами для обнаружения террористических активов? В какой степени поиск активов, финансовые расследования и обеспечительные меры (напр., замораживание и арест) используются для дополнения этого подхода?
    6. В какой степени все четыре следующих элемента используются при выявлении, предупреждении и пресечении террористических злоупотреблений НКО: (а) постоянная работа с сектором, (b) адресный риск-ориентированный надзор или мониторинг(c) эффективное расследование и сбор информации и (d) эффективные механизмы международного сотрудничества. Насколько хорошо реализуются целевые и пропорциональные меры в соответствии с риск-ориентированным подходом таким образом, что НКО защищены от использования в целях финансирования терроризма, и при этом не нарушая и не препятствуя их законной благотворительной деятельности?
    7. В какой степени необходимые следственные, уголовные, гражданские или административные действия и механизмы сотрудничества и координации применяются к НКО, которые подозреваются в том, что они используются в террористической деятельности или террористическими организациями или активно их поддерживают? Имеют ли соответствующие органы достаточно ресурсов для эффективного выполнения своих функций по постоянному взаимодействию/ надзору/ мониторингу/ расследованиям?
    8. Насколько хорошо НКО понимают свою уязвимость и применяют меры защиты от угрозы злоумышленного использования террористами?
    9. Существуют ли другие аспекты следственного, обвинительного или судебного процесса, которые способствуют или препятствуют идентификации, выявлению и изъятию инструментария и активов, связанных с террористами, террористическими организациями и теми, кто их финансирует?
    10. Имеют ли соответствующие компетентные органы адекватные ресурсы для выполнения своих функций или для адекватной реакции на риски ФТ?
    11. Если ресурсы используются совместно, то как определяются приоритеты в отношении деятельности, связанной с ФТ?

Непосредственный Результат 11

Лицам и организациям, вовлеченным в распространение оружия массового уничтожения, воспрещен сбор, перемещение и использование денежных средств согласно Резолюциям СБ ООН.

Характеристики эффективной системы

Лица и организации, обозначенные резолюциями Совета Безопасности Организации Объединенных Наций (РСБООН) как причастные к распространению оружия массового уничтожения (ОМУ), выявляются, лишаются ресурсов, ограничиваются в сборе, перемещении и использовании денежных средств или других активов, связанных с финансированием распространения оружия массового уничтожения. Целевые финансовые санкции реализуются безотлагательно в полном объёме и надлежащим образом; ведется мониторинг их исполнения; в достаточной мере осуществляется сотрудничество и координация между заинтересованными ведомствами в интересах предотвращения уклонения от санкций, а также разработки и реализации политики и действий в целях борьбы с финансированием распространения ОМУ.

Этот результат относится к Рекомендации 7 и к отдельным элементам Рекомендации 2 и 15.

Комментарий для экспертов:

Основные Вопросы, на которые следует дать ответ при определении уровня достижения Результата
  1. 11.1Насколько хорошо страна применяет в незамедлительном порядке целевые финансовые санкции согласно РСБООН, относящимся к сфере борьбы с финансированием распространения оружия массового уничтожения?
  2. 11.2В какой степени выявляются денежные средства и другие активы выбранных для включения в перечни лиц и организаций (в том числе, действующих по их поручению или от их имени), а также в какой степени предотвращаются действия и финансовые операции этих лиц и организаций, связанные с распространением оружия массового уничтожения?
  3. 11.3В какой степени финансовые учреждения, УНФПП и ПУВА выполняют и понимают свои обязанности в отношении целевых финансовых санкций, относящихся к финансированию распространения оружия массового уничтожения?
  4. 11.4Насколько хорошо соответствующие компетентные органы осуществляют мониторинг и обеспечивают выполнение финансовыми учреждениями, УНФПП и ПУВА их обязанностей касательно целевых финансовых санкций, относящихся к финансированию распространения оружия массового уничтожения?
  1. Примеры информации, подтверждающей выводы по Основным Вопросам
    1. Примеры расследований и оперативных мер, относящиеся к финансированию распространения оружия массового уничтожения (напр., расследования нарушений режима санкций; значимые дела, в которых страна предприняла принудительные меры (напр., замораживание или арест) или предоставила помощь).
    2. Информация по целевым финансовым санкциям, относящимся к финансированию распространения оружия массового уничтожения (напр., счета лиц и организаций, на которых распространяется действие целевых финансовых санкций; объём замороженных активов и имущества; время, затраченное на установление лиц и организаций; время, затраченное на замораживание активов и имущества лиц и организаций в связи с их выбором для включения в перечни СБ ООН).
    3. Мониторинг и другая соответствующая информация, относящаяся к финансированию распространения оружия массового уничтожения (напр., частота проверок и мониторинга финансовых учреждений, УНФПП и ПУВА на предмет соответствия целевым финансовым санкциям; частота занятий) и разъяснительных мероприятий; руководящие документы; уровень санкций, примененных к финансовым учреждениям, УНФПП и ПУВА за нарушения)
  2. Примеры Специфических Факторов, подтверждающих выводы по Основным Вопросам
    1. Какие меры приняла страна для обеспечения безотлагательного надлежащего применения целевых финансовых санкций, относящихся к финансированию распространения оружия массового уничтожения? Каким образом этот выбор для включения в перечни и обязанности в установленные сроки доводятся до соответствующих секторов?
    2. Насколько хорошо там, где это уместно, реализованы процедуры (i) установления/включения в перечень, (ii) замораживания/ размораживания, (iii) удаления из перечня, (iv) предоставления освобождения? В какой степени они соответствуют требованиям РСБООН?
    3. Насколько хорошо системы и механизмы управления замороженными активами и лицензирования использования в разрешённых целях активов включенными в перечни лицами и организациями защищают права человека и предотвращают злоумышленное использование средств?
    4. Какие механизмы используются для предотвращения уклонения от санкций? Предоставляют ли компетентные органы финансовым учреждениям, УНФПП и ПУВА руководящие документы или обратную связь специального характера?
    5. В какой степени соответствующие компетентные органы могли бы получать точную базовую информацию и информацию о бенефициарной собственности в отношении юридических лиц (напр., подставных компаний) при расследовании преступлений или нарушений РСБООН, относящихся к финансированию распространения оружия массового уничтожения?
    6. В какой степени соответствующие компетентные органы обмениваются оперативными данными и иной информацией при расследовании невыполнения и нарушений целевых финансовых санкций в отношении финансирования распространения оружия массового уничтожения, согласно соответствующим РСБООН?
    7. Имеют ли соответствующие компетентные органы адекватные ресурсы для выполнения своей работы или адекватного ответа на риски в области финансирования распространения оружия массового уничтожения?