РЕКОМЕНДАЦИЯ 1

ОЦЕНКА РИСКОВ И ПРИМЕНЕНИЕ РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА5Требования в этой рекомендации должны оцениваться с учетом более конкретных риск-ориентированных требований других Рекомендаций. Согласно Рекомендации 1 эксперты должны прийти к полному пониманию оценки риска и снижения риска странами и финансовыми учреждениями / УНФПП, как этого требуют другие Рекомендации, но не должны дублировать подробные оценки риск-ориентированных мер, требуемых другими Рекомендациями. Эксперты не обязаны проводить углублённую проверку выполненной страной оценки(-ок) рисков. Экспертам следует сосредоточить свое внимание на процессе, механизме и источниках информации, использованных страной, а также на контекстуальных факторах, и принять во внимание обоснованность сделанных страной выводов по оценке(-ам) рисков.

ОБЯЗАННОСТИ И РЕШЕНИЯ ДЛЯ СТРАН

    Оценка риска
  1. 1.1Страны6Там, где это необходимо, при рассмотрении вопроса о том, выполнены ли обязательства, следует учитывать оценки риска ОД/ФТ на наднациональном уровне. должны идентифицировать и оценивать риски в сфере ОД/ФТ для страны.
  2. 1.2Страны должны установить орган или механизм для координации действий по оценке рисков.
  3. 1.3Страны должны поддерживать оценки риска в актуальном состоянии.
  4. 1.4Страны должны иметь механизмы предоставления информации о результатах оценки рисков всем заинтересованным компетентным органам и саморегулируемым организациям (СРО), финансовым учреждениям и УНФПП.
  5. Снижение риска
  6. 1.5 На основе своего понимания рисков страны должны применять рискориентированный подход к распределению средств и реализации мер по предотвращению или снижению масштабов ОД/ФТ.
  7. 1.6 Страны, принимающие решение не применять некоторые из Рекомендаций ФАТФ, требующих от финансовых учреждений или УНФПП совершать определенные действия, должны продемонстрировать, что:
    1. имеется доказанный низкий риск ОД/ФТ; освобождение происходит в строго ограниченных и оправданных обстоятельствах; и это относится к конкретной категории финансовых учреждений или деятельности, или УНФПП;
    2. финансовая деятельность (иная, нежели перевод денег или ценностей) осуществляется физическим или юридическим лицом на разовой или очень ограниченной основе (с учетом количественных и абсолютных критериев) таким образом, что имеется низкий риск ОД/ФТ.
  8. 1.7 При выявлении повышенных рисков страны должны обеспечить, чтобы их режим ПОД/ФТ реагировал на такие риски, включая следующие меры: (а) требование к финансовым учреждениям и УФНПП предпринять расширенные меры по управлению и снижению рисков; или (b) требование к финансовым учреждениям и УФНПП обеспечить, чтобы эта информация была включена в их оценки риска.
  9. 1.8 Страны могут допустить применение упрощенных мер в отношении некоторым Рекомендациям ФАТФ, требующим от финансовых учреждений и УФНПП предпринимать определённые действия, при условии выявления пониженного риска, и если это согласуется с оценкой страны ее рисков ОД/ФТ7Там, где Рекомендации ФАТФ идентифицируют деятельность повышенного риска, для которой требуется применение расширенных или специальных мер, страны должны обеспечить применение всех этих мер, несмотря на то, что степень таких мер может варьироваться в зависимости от конкретного уровня риска..
  10. 1.9 Надзорные органы и СРО должны обеспечить выполнение финансовыми учреждениями и УНФПП их обязанностей в соответствии с Рекомендацией 18Выполнение требования в этом критерии должно оцениваться с учетом полученных данных относительно Рекомендаций 26 и 28..
  11. ОБЯЗАННОСТИ И РЕШЕНИЯ ДЛЯ ФИНАНСОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И УНФПП

    Оценка риска
  12. 1.10 Финансовые учреждения и УФНПП должны быть обязаны предпринимать соответствующие шаги по выявлению, оценке и пониманию своих рисков ОД/ФТ (по клиентам, странам или географическим областям, продуктам, услугам, операциям или каналам поставки)9Характер и масштабы любой оценки рисков ОД/ФТ должны соответствовать характеру и объёму коммерческой деятельности. Компетентные органы или СРО могут принять решение об отсутствии необходимости в отдельных документированных оценках риска при условии, что конкретные риски, свойственные сектору, ясно идентифицированы и поняты, и что отдельные финансовые учреждения и УНФПП понимают свои риски ОД/ФТ.. Сюда входят следующие обязанности:
    1. документировать свои оценки риска;
    2. сначала рассматривать все существенные факторы риска, а затем определять, каков уровень общего риска, и какой соответствующий уровень и вид снижения следует применить;
    3. поддерживать эти оценки в актуальном состоянии;
    4. иметь соответствующие механизмы для предоставления информации об оценке риска компетентным органам и СРО.
  13. Снижение риска
  14. 1.11 Финансовые учреждения и УНФПП должны быть обязаны:
    1. иметь политику, средства контроля и процедуры, утвержденные высшим руководством, чтобы создать ему условия для управления и снижения выявленных (либо страной, либо финансовыми учреждениями или УНФПП) рисков;
    2. проводить мониторинг применения упомянутых средств контроля и расширять их при необходимости;
    3. применять расширенные меры по управлению и снижению рисков там, где выявлены повышенные риски.
  15. 1.12 Страны могут разрешить финансовым учреждениям и УНФПП применение упрощенных мер по управлению и снижению рисков лишь в случае, если были выявлены пониженные риски и выполнены критерии 9—11. Не следует разрешать применение упрощённых мер при наличии подозрений в ОД/ФТ.

РЕКОМЕНДАЦИЯ 2

НАЦИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И КООРДИНАЦИЯ

ОБЯЗАННОСТИ И РЕШЕНИЯ ДЛЯ СТРАН

  1. 2.1Страны должны иметь национальную политику по ПОД/ФТ, построенную на основании информации о выявленных рисках и регулярно актуализируемую.
  2. 2.2Страны должны назначить орган или иметь координационный или иной механизм, ответственный за национальную политику по ПОД/ФТ.
  3. 2.3Должны быть в наличии механизмы, обеспечивающие условия для взаимодействия высших должностных лиц, подразделения финансовой разведки (ПФР), правоохранительных органов, органов надзора и других заинтересованных компетентных органов и, где это необходимо, координации и обмена информацией между собой действий на национальном уровне в отношении разработки и применения политики и действий в области ПОД/ФТ. Такие механизмы должны применяться как на уровне высшего руководства страны, так и на оперативном уровне.
  4. 2.4Компетентные органы должны иметь аналогичные механизмы взаимодействия и, где это необходимо, координации для борьбы с финансированием оружия массового уничтожения.
  5. 2.5Страны должны осуществлять сотрудничество и координацию между соответствующими органами в целях обеспечения совместимости требований по ПОД/ФТ с правилами Защиты информации и персональных данных и другими аналогичными положениями (например, безопасность данных/локализация)10Для целей технического соответствия, оценка должна ограничиваться тем, имеется ли сотрудничество и, где нужно, координация, будь то официальное или неформальное, между соответствующими органами..