ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РЕКОМЕНДАЦИИ 1 (ОЦЕНКА РИСКОВ ОД/ФТВсе ссылки на риск относятся к риску отмывания денег и/или финансирования терроризма. Этот термин должен читаться совместно с Пояснительной запиской к Рекомендации 1. И ПРИМЕНЕНИЕ РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА)

  1. Риск-ориентированный подход (РОП) - эффективный способ борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма. Выбирая способ применения РОП в каком-либо секторе, страны должны учитывать возможности и опыт противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) соответствующего сектора. Страны должны понимать, что свобода действий и ответственность, которую РОП дает финансовым учреждениям и установленным нефинансовым предприятиям и профессиям (УНФПП), более уместны в секторах с большими возможностями и опытом в ПОД/ФТ. Он не освобождает финансовые учреждения Термин финансовое учреждение означает любое физическое или юридическое лицо, которое в качестве деятельности осуществляет одно или более из перечисленных далее видов деятельности или операций (сделок) для клиента или от его имени:

    1. Принятие депозитов и иных средств на возвратной основе от населения.
    2. Кредитование.
    3. Финансовый лизинг.
    4. Услуги перевода денег или ценностей.
    5. Выпуск и управление средствами платежа (например, кредитные и дебетовые карточки, чеки, дорожные чеки, платежные поручения и банковские переводные векселя, электронные деньги).
    6. Финансовые гарантии и обязательства.
    7. Операции с:
         (a) инструментами денежного рынка (чеки, векселя, депозитные сертификаты, производные ценные бумаги и т.д.);
         (b) обменом иностранной валюты;
         (c) инструментами, привязанными к обменному курсу, процентным ставкам и индексам;
         (d) переводными ценными бумагами;
         (e) биржевой торговлей по срочным товарным сделкам.
    8. Участие в выпусках ценных бумаг и предоставление финансовых услуг, относящихся к таким выпускам.
    9. Управление индивидуальными и коллективными портфелями.
    10. Хранение и распоряжение наличными денежными средствами или ликвидными ценными бумагами от имени других лиц.
    11. Иное инвестирование, распоряжение или управление активами или денежными средствами от имени других лиц.
    12. Андеррайтинг и размещение полисов страхования жизни и иных страховых полисов, связанных с инвестициями.
    13. Обмен денежных средств и наличных.
    и УНФПП от выполнения требования по применению расширенных мер в ситуациях более высокого рискаВсе ссылки на риск относятся к риску отмывания денег и/или финансирования терроризма. Этот термин должен читаться совместно с Пояснительной запиской к Рекомендации 1.. Применяя риск-ориентированный подход, компетентные органыТермин компетентные органы относится ко всем государственным органам с установленной ответственностью за противодействие отмыванию денег и/или финансированию терроризма. В частности, это включает ПФР; органы, которые имеют функцию расследования и/или преследования за отмывание денег, предикатные преступления и финансирование терроризма, а также ареста/замораживания и конфискации преступных активов; органы, получающие сообщения о трансграничном перемещении наличных денег и ОИП; и органы, которые осуществляют надзорные или контрольные функции в сфере ПОД/ФТ, нацеленные на обеспечение выполнения требований ПОД/ФТ финансовыми учреждениями и УНФПП. СРО не должны считаться компетентными органами., финансовые учреждения и УНФПП должны быть в состоянии обеспечить, чтобы меры, применяемые для предотвращения или сокращения количества случаев отмывания денег и финансирования терроризма, соответствовали выявленным рискам и позволяли им принять решение о том, как распределять свои собственные ресурсы наиболее эффективно.
  2. Для применения РОП финансовые учреждения и УНФПП должны внедрить процедуры выявления, оценки, контроля, управления и снижения рисковВсе ссылки на риск относятся к риску отмывания денег и/или финансирования терроризма. Этот термин должен читаться совместно с Пояснительной запиской к Рекомендации 1. отмывания денег и финансирования терроризма. Общий принцип РОП заключается в том, что при наличии высоких рисков странамВсе ссылки в Рекомендациях ФАТФ на страну или страны применяются в равной мере к территориям или юрисдикциям. следуетДля целей оценки соответствия Рекомендациям ФАТФ слово следует имеет то же значение, что и обязан. требовать от финансовых учреждений и УНФПП применения расширенных мер контроля и снижения этих рисков; и, соответственно, при наличии более низких рисков - допускать упрощенные меры. Упрощенные меры не допускаются, если есть подозрения в отмывании денег или финансировании терроризма. Конкретные Рекомендации более точно определяют, как этот общий принцип применяется к конкретным требованиям. В строго ограниченных обстоятельствах и при подтвержденном низком уровне рисков отмывания денег и финансирования терроризма страны могут решить не применять определенные Рекомендации к соответствующему типу финансовых учреждений или деятельности либо УНФПП (см. ниже). Также, если оценки рисков показывают, что имеются типы учреждений, деятельности, бизнеса или профессий, в отношении которых имеется риск их использования в отмывании денег и финансировании терроризма, а они не подпадают под определение финансового учреждения или УНФПП, им следует рассмотреть применение к таким секторам требований ПОД/ФТ.
  3. Оценка рисков финансирования распространения оружия массового уничтожения и применение мер, основывающихся на рисках
  4. Применительно к Рекомендации 1 к «рискам финансирования распространения оружия массового уничтожения» относится потенциальное нарушение, невыполнение или уклонение от обязательств, предусмотренных целевыми финансовыми санкциями, которые описываются в Рекомендации 7*Пункты 1 и 2 Пояснительной записки к Рекомендации 7 и соответствующие сноски определяют объем обязательств в рамках Рекомендации 7; в частности, то, что он ограничивается целевыми финансовыми санкциями и не охватывает другие требования, установленные в Резолюциях Совета Безопасности ООН. Требования Стандартов ФАТФ, касающиеся финансирования распространения ОМУ, ограничиваются только Рекомендациями 1, 2, 7 и 15. Таким образом, требования в рамках Рекомендации 1 по оценке и снижению рисков финансирования распространения оружия массового уничтожения не расширяют сферу применения других требований в рамках других Рекомендаций.. Эти обязательства, изложенные в Рекомендации 7, устанавливают строгие требования для всех физических и юридических лиц, которые не связаны с риском. В контексте риска финансирования распространения ОМУ риск-ориентированные меры, принятые финансовыми учреждениями и УНФПП, направлены на усиление и дополнение деятельности по полному осуществлению строгих требований Рекомендации 7 посредством выявления и предотвращения невыполнения, потенциального нарушения или уклонения от целевых финансовых санкций.
    При определении мер, направленных на снижение рисков финансирования распространения оружия массового уничтожения в секторе, страны должны учитывать риски финансирования распространения ОМУ, которые непосредственно связаны с соответствующим сектором. Принимая меры, основанные на оценке риска, компетентные органы, финансовые учреждения и УНФПП должны иметь возможность обеспечивать, чтобы эти меры были соизмеримы с выявленными рисками, что позволит им принять решение о том, как наиболее эффективно распределять свои ресурсы.
  5. Финансовые учреждения и УНФПП должны располагать процедурами выявления, оценки, мониторинга, управления и снижения рисков финансирования распространения оружия массового уничтожения*Страны могут принять решение об освобождении определенного типа финансовых учреждений или УНФПП от выполнения требований по выявлению, оценке, мониторингу, управлению и снижению рисков финансирования распространения ОМУ при условии, что существует доказанный низкий риск финансирования распространения ОМУ, связанный с этими финансовыми учреждениями или УНФПП. Однако полное выполнение целевых финансовых санкций, как того требует Рекомендация 7, обязательно во всех случаях.. Это может быть сделано в рамках существующих целевых финансовых санкций и/или комплаенс программ. Страны должны обеспечить полное выполнение Рекомендации 7 при любом сценарии риска. Там, где присутствуют более высокие риски, страны должны требовать от финансовых учреждений и УНФПП принятия соответствующих мер по управлению и снижению этих рисков. Если риски более низкие, то они должны гарантировать, что применяемые меры соизмеримы с уровнем риска, при этом обеспечивая полное выполнение целевых финансовых санкций, как того требует Рекомендация 7.
  1. Обязательства и решения по странамВсе ссылки в Рекомендациях ФАТФ на страну или страны применяются в равной мере к территориям или юрисдикциям.
    Риски ОД/ФТ
    1. Оценка рисков ОД/ФТВсе ссылки на риск относятся к риску отмывания денег и/или финансирования терроризма. Этот термин должен читаться совместно с Пояснительной запиской к Рекомендации 1. - страны*В соответствующих случаях, должны учитываться оценки рисков ПОД/ФТ на надгосударственном уровне при рассмотрении вопроса о выполнении данного требования. должны на постоянной основе принимать соответствующие меры по выявлению и оценке рисков отмывания денег и финансирования терроризма в стране для того, чтобы: (i) определять необходимость изменений в режиме ПОД/ФТ страны, включая изменения в законодательстве, нормативных актах и других актах; (ii) содействовать в распределении и определении приоритетности ресурсов ПОД/ФТ компетентными органами; и (iii) предоставлять информацию для оценок рисков ПОД/ФТ, выполняемых финансовыми учреждениями и УНФПП. Страны должны поддерживать актуальность оценок и иметь механизмы для представления соответствующей информации о результатах всем соответствующим компетентным органам и саморегулируемым органам (СРО), финансовым учреждениям и УНФПП.
    2. Высокий риск - в случае выявления высокого риска страны должны убедиться в том, что их режим ПОД/ФТ справляется с такими более высокими рисками без ущерба для любых других мер, принимаемых странамиВсе ссылки в Рекомендациях ФАТФ на страну или страны применяются в равной мере к территориям или юрисдикциям. для снижения таких высоких рисков, либо обязать финансовые учреждения и УНФПП принять расширенные меры по контролю и снижению этих рисков, либо обеспечить, чтобы эта информация была включена в оценки рисков, проводимые финансовыми учреждениями и УНФПП в целях соответствующего контроля и снижения рисков. Там, где Рекомендации ФАТФ выявляют деятельность более высокого риска, для которой требуются усиленные или специальные меры, все такие меры должны быть применены, хотя степень таких мер может меняться в зависимости от конкретного уровня риска.
    3. Низкий риск - страны могут разрешить применение упрощенных мер в отношении некоторых из Рекомендаций ФАТФ, устанавливающих требования для финансовых учреждений или УНФПП, при условии выявления низкого риска отмывания денег и финансирования терроризма и если это соответствует оценке страной ее рисков отмывания денег и финансирования терроризма, как указано в пункте 3.

      Независимо от любых своих решений по категориям низкого риска в свете предыдущего параграфа, страны могут также разрешить своим финансовым учреждениям и УНФПП применять упрощенные меры надлежащей проверки клиентов (НПК) при условии выполнения требований, установленных в разделе В ниже («обязательства и решения для финансовых учреждений и УНФПП») и в пункте 7 ниже.

    4. Изъятия - страны могут решить не применять некоторые из Рекомендаций ФАТФ, устанавливающих требования для финансовых учреждений или УНФПП, при условии, что:
      1. имеется доказанный низкий риск отмывания денег и финансирования терроризма, это происходит в строго ограниченных и оправданных обстоятельствах; и это относится к конкретному типу финансового учреждения или деятельности, или УНФПП; или
      2. финансовая деятельность (кроме перевода денег и ценностей) осуществляется физическим или юридическим лицом на разовой или очень ограниченной основе (с учетом количественных и абсолютных критериев) таким образом, что имеется низкий риск отмывания денег и финансирования терроризма.

      Хотя собранная информация может различаться в зависимости от уровня риска, требования Рекомендации 11 хранить информацию должны применяться ко всей собранной информации.

    5. Контроль и мониторинг рискаВсе ссылки на риск относятся к риску отмывания денег и/или финансирования терроризма. Этот термин должен читаться совместно с Пояснительной запиской к Рекомендации 1. - надзорные органыТермин надзорные органы относится к уполномоченным компетентным органам или негосударственным органам с ответственностью за обеспечение соблюдения финансовыми учреждениями (финансовые надзорные органы) и/или УНФПП требований по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. Негосударственные органы (которые могут включать определенные виды СРО) должны иметь полномочия осуществлять надзор и применять санкции к финансовым учреждениям или УНФПП в отношении требований ПОД/ФТ. Эти негосударственные органы также должны быть уполномочены законом осуществлять эти выполняемые ими функции, и за ними должен осуществляться надзор компетентным органом в отношении таких функций. (или СРО для соответствующих секторов УНФПП) должны обеспечить, чтобы финансовые учреждения и УНФПП эффективно выполняли указанные ниже обязательства. При выполнении данной функции надзорные органы и СРО должны когда и как это от них требуется в соответствии с Пояснительными записками к Рекомендациям 26 и 28, проанализировать профили рисков отмывания денег и финансирования терроризма, подготовленные финансовыми учреждениями и УНФПП, и учитывать результаты такого анализа.
    6. Риски ФРОМУ
    7. Оценка рисков ФРОМУ – Страны*В соответствующих случаях должны учитываться оценки рисков ФРОМУ на надгосударственном уровне при рассмотрении вопроса о выполнении данного требования. должны на постоянной основе принимать соответствующие меры по выявлению и оценке рисков финансирования распространения оружия массового уничтожения для того, чтобы: (i) определять необходимость изменений в режиме страны в рамках противодействия ФРОМУ, включая изменения в законах, нормативных актах и т.д.; (ii) содействовать в распределении и определении приоритетности использования ресурсов компетентными органами в рамках противодействия ФРОМУ; и (iii) сделать доступной информацию для процедуры оценки рисков ФРОМУ, проводимой финансовыми учреждениями и УНФПП. Страны должны поддерживать актуальность оценок и располагать механизмами для предоставления соответствующей информации о результатах всем соответствующим компетентным органам и СРО, финансовым учреждениям и УНФПП.
    8. Снижение рисков ФРОМУ - Странам следует предпринимать соответствующие шаги для управления и снижения рисков, связанных с финансированием распространения оружия массового уничтожения, которые они выявляют. Страны должны достичь понимания механизмов и способов потенциальных нарушений, уклонения и неисполнения целевых финансовых санкций, существующих в этих странах, которые могут распространяться как внутри, так и между компетентными органами, а также в частном секторе. Странам следует обеспечить, чтобы финансовые учреждения и УНФПП принимали соответствующие меры по выявлению обстоятельств, которые могут представлять повышенный риск, а также гарантировать то, что их режим противодействия ФРОМУ полностью устраняет эти риски. Страны должны обеспечивать полное выполнение Рекомендации 7 при любом сценарии риска. Там, где присутствуют повышенные риски, страны должны требовать от финансовых учреждений и УНФПП принятия соответствующих мер по управлению и снижению этих рисков. Следовательно, там, где риски более низкие, страны должны гарантировать, что применяемые меры соизмеримы с уровнем риска, при этом обеспечивая полное выполнение целевых финансовых санкций, как того требует Рекомендация 7.
  2. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА И РЕШЕНИЯ ДЛЯ ФИНАНСОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И УНФПП
    Риски ОД/ФТ
    1. Оценка рисков ОД/ФТВсе ссылки на риск относятся к риску отмывания денег и/или финансирования терроризма. Этот термин должен читаться совместно с Пояснительной запиской к Рекомендации 1. - финансовые учреждения Термин финансовое учреждение означает любое физическое или юридическое лицо, которое в качестве деятельности осуществляет одно или более из перечисленных далее видов деятельности или операций (сделок) для клиента или от его имени:

      1. Принятие депозитов и иных средств на возвратной основе от населения.
      2. Кредитование.
      3. Финансовый лизинг.
      4. Услуги перевода денег или ценностей.
      5. Выпуск и управление средствами платежа (например, кредитные и дебетовые карточки, чеки, дорожные чеки, платежные поручения и банковские переводные векселя, электронные деньги).
      6. Финансовые гарантии и обязательства.
      7. Операции с:
           (a) инструментами денежного рынка (чеки, векселя, депозитные сертификаты, производные ценные бумаги и т.д.);
           (b) обменом иностранной валюты;
           (c) инструментами, привязанными к обменному курсу, процентным ставкам и индексам;
           (d) переводными ценными бумагами;
           (e) биржевой торговлей по срочным товарным сделкам.
      8. Участие в выпусках ценных бумаг и предоставление финансовых услуг, относящихся к таким выпускам.
      9. Управление индивидуальными и коллективными портфелями.
      10. Хранение и распоряжение наличными денежными средствами или ликвидными ценными бумагами от имени других лиц.
      11. Иное инвестирование, распоряжение или управление активами или денежными средствами от имени других лиц.
      12. Андеррайтинг и размещение полисов страхования жизни и иных страховых полисов, связанных с инвестициями.
      13. Обмен денежных средств и наличных.
      и УНФПП должны быть обязаны принимать соответствующие меры по выявлению и оценке своих рисков отмывания денег и финансирования терроризма (по клиентам, странам и географическим регионам; продуктам, услугам, операциям и каналам сбыта). Они должны документировать эти оценки, чтобы иметь возможность продемонстрировать основания оценки, обеспечивать их актуальность, а также иметь соответствующие механизмы для представления информации по оценке рисков в компетентные органыТермин компетентные органы относится ко всем государственным органам с установленной ответственностью за противодействие отмыванию денег и/или финансированию терроризма. В частности, это включает ПФР; органы, которые имеют функцию расследования и/или преследования за отмывание денег, предикатные преступления и финансирование терроризма, а также ареста/замораживания и конфискации преступных активов; органы, получающие сообщения о трансграничном перемещении наличных денег и ОИП; и органы, которые осуществляют надзорные или контрольные функции в сфере ПОД/ФТ, нацеленные на обеспечение выполнения требований ПОД/ФТ финансовыми учреждениями и УНФПП. СРО не должны считаться компетентными органами. и СРО. Характер и степень любой оценки рисков отмывания денег и финансирования терроризма должны соответствовать характеру и размеру бизнеса. Финансовые учреждения и УНФПП должны всегда понимать свои риски отмывания денег и финансирования терроризма, но компетентные органы и СРО могут решить, что отдельные задокументированные оценки риска не требуются, если конкретные риски, присущие сектору, ясно определены и поняты.
    2. Контроль и снижение рисков - финансовые учреждения и УНФПП должны быть обязаны иметь политику, средства контроля и процедуры, которые позволяют им эффективно контролировать и снижать выявленные риски (установленные либо страной, либо финансовым учреждением или УНФПП). К ним должно применяться требование о мониторинге реализации этих средств и их расширения в случае необходимости. Политики, средства контроля и процедуры должны утверждаться старшим руководством, а меры контроля и снижения рисков (как высоких, так и низких) - соответствовать национальным требованиям и руководствам компетентных органов и СРО.
    3. Высокий риск - при выявлении высокого уровня рисков финансовые учреждения и УНФПП должны быть обязаны принимать расширенные меры контроля и снижения этих рисков.
    4. Низкий риск - при выявлении низкого уровня рисков страны могут разрешить финансовым учреждениям и УНФПП принимать упрощенные меры контроля и снижения этих рисков.
    5. При оценке риска финансовые учреждения и УНФПП должны устанавливать уровень общего риска и необходимый уровень его снижения с учетом всех релевантных факторов риска. Финансовые учреждения и УНФПП могут дифференцировать объем принимаемых мер в зависимости от типа и уровня рисков, связанных с различными факторами риска, (например, в определенной ситуации они могли бы использовать при вступлении в деловые отношения с клиентом обычную процедуру НПК, а для текущего мониторинга - расширенную, или наоборот).
    6. Риски ФРОМУ
    7. Оценка рисков ФРОМУ - Финансовые учреждения и УНФПП должны предпринимать соответствующие шаги для выявления и оценки своих рисков, связанных с финансированием распространения ОМУ. Это может быть сделано в рамках существующих целевых финансовых санкций и/или комплаенс программ. Им следует задокументировать эти оценки, чтобы иметь возможность продемонстрировать их основу, поддерживать эти оценки в актуальном состоянии и располагать соответствующими механизмами для предоставления информации об оценке рисков компетентным органам и СРО. Характер и степень любой оценки рисков финансирования распространения ОМУ должны соответствовать характеру и размеру коммерческого предприятия. Финансовые учреждения и УНФПП всегда должны осознавать свои риски финансирования распространения ОМУ, но компетентные органы или СРО могут принять решение о том, что отдельные задокументированные оценки рисков не требуются в том случае, если конкретные риски, присущие сектору, четко определены и понятны.
    8. Снижение рисков ФРОМУ. Финансовые учреждения и УНФПП должны проводить политику, располагать средствами контроля, а также разрабатывать процедуры для эффективного управления и снижения выявленных рисков. Это может быть сделано в рамках существующих целевых финансовых санкций и/или комплаенс программ. Они должны контролировать процесс внедрения мер регулирования и, при необходимости, улучшать их. Политика, средства контроля и процедуры должны быть одобрены старшим руководством, а меры, принимаемые для управления и снижения рисков (более или менее высоких), должны соответствовать национальным требованиям и рекомендациям компетентных органов и СРО. Страны должны обеспечить полное выполнение Рекомендации 7 при любом сценарии рисков. В случае присутствия повышенных рисков страны должны потребовать от финансовых учреждений и УНФПП принятия соответствующих мер по управлению и снижению этих рисков (т.е. введение усиленных мер контроля, направленных на обнаружение возможных нарушений, невыполнения или уклонения от целевых финансовых санкций в соответствии с Рекомендацией 7). Следовательно, там, где риски более низкие, они должны гарантировать, что эти меры соизмеримы с уровнем риска, при этом обеспечивая полное выполнение целевых финансовых санкций, как того требует Рекомендация 7.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РЕКОМЕНДАЦИИ 8 (НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ)

  • A.
    ВВЕДЕНИЕ
    1. Учитывая разнообразие организационно-правовых форм, которыми обладают некоммерческие организации (НКО) в зависимости от страны, ФАТФ сформулировала функциональное определение понятия «НКО». Это определение основывается на деятельности и характеристиках организации, которые подвергают ее риску использования в целях финансирования терроризма, а не на том факте, что она функционирует на некоммерческой основе. Для целей этой Рекомендации под НКО подразумевается юридическое лицо, образование или организация, основным видом деятельности которой является сбор или распределение средств для благотворительных, религиозных, культурных, образовательных, социальных или «братских целей» или осуществления других видов «добрых дел». Без ущерба Рекомендации 1 эта Рекомендация применяется только к тем НКО, которые подпадают под определение НКО, сформулированное ФАТФ. Она не применяется ко всем НКО.
    2. НКО играют важнейшую роль в мировой экономике и во многих национальных экономических и социальных системах. Их усилия дополняют деятельность государства и бизнес-секторов в предоставлении важных услуг, утешения и надежды нуждающимся по всему миру. ФАТФ признает насущную необходимость предоставления этих важных благотворительных услуг НКО, а также сложность оказания помощи нуждающимся, которые часто находятся в высокорисковых районах и зонах конфликтов; она восхищается усилиями НКО по удовлетворению таких нужд. Кроме этого, ФАТФ признает решимость и усилия НКО по обеспечению прозрачности их деятельности и по предотвращению их использования для финансирования терроризма, в т.ч. за счет разработки программ, нацеленных на сдерживание радикализма и воинственного экстремизма. Текущая международная кампания по борьбе с финансированием терроризма позволила выявить случаи, когда террористы и террористические организации используют некоторые НКО в целях получения и перемещения средств, материально-технического обеспечения, вербовки террористов или иной поддержки террористических организаций и операций. Кроме этого, были отмечены случаи создания террористами фальшивых благотворительных организаций или осуществления мошеннического сбора средств для этих целей. Это злоупотребление не только облегчает террористическую деятельность, но и подрывает доверие доноров и ставит под угрозу саму цельность НКО. Поэтому защита НКО от террористических злоупотреблений является как важным компонентом глобальной борьбы против терроризма, так и необходимым шагом для сохранения цельности НКО и донорского сообщества. Меры по защите НКО от возможного использования для финансирования терроризма должны быть адресными и соответствовать риск-ориентированному подходу. Кроме этого, важно, чтобы эти меры реализовывались при соблюдении обязательств стран, предусмотренных в Уставе ООН и международном законодательстве по защите прав человека.
    3. Некоторые НКО могут быть уязвимы для использования в целях финансирования терроризма со стороны террористов по целому ряду причин. НКО пользуются общественным доверием, имеют доступ к значительным источникам финансирования, отличаются большой концентрацией наличных денег. Кроме того, некоторые НКО имеют глобальное присутствие, которое создает условия для национальных и международных операций и финансовых сделок, часто в пределах или по соседству с регионами, которые наиболее подвержены террористической деятельности. В некоторых случаях террористические организации пользуются этими и другими особенностями НКО, чтобы проникнуть в некоторые НКО и злоупотребить финансовыми средствами и операциями НКО для прикрытия или поддержки террористической деятельности.
  • B.
    ЦЕЛИ И ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ
    1. Целью Рекомендации 8 является обеспечение того, чтобы НКО не использовались террористическими организациями: (i) с целью выдать себя за законный субъект; (ii) для использования законных организаций в качестве каналов для финансирования терроризма, в том числе с целью избежать мер по замораживанию счетов; или (iii) для сокрытия или тайного отвлечения средств, предназначенных для законных целей, но отвлеченных на террористические цели. В данной Пояснительной записке подход к достижению этой цели основывается на следующих общих принципах:
      1. Риск-ориентированный подход, применяющий четкие меры в борьбе с выявленными угрозами использования НКО для финансирования терроризма является чрезвычайно важным, учитывая разнообразие отдельных национальных секторов, различные степени, в которых части каждого сектора могут быть подвержены использованию для финансирования терроризма, необходимость обеспечения продолжения процветания законной благотворительной деятельности и ограниченности ресурсов и имеющихся полномочий для борьбы с финансированием терроризма в каждой стране.
      2. Гибкость разработки национальных мер противодействия использованию НКО для финансирования терроризма крайне необходима для того, чтобы позволить им видоизменяться с течением времени в условиях меняющегося характера угрозы финансирования терроризма.
      3. Прошлое и продолжающееся злоумышленное использование НКО в целях финансирования терроризма требует от стран принятия эффективных и пропорциональных мер, которые должны быть соразмерны рискам, выявленным с помощью риск-ориентированного подхода.
      4. Четкие меры, принятые странами для защиты НКО от использования в целях финансирования терроризма, не должны нарушать законную благотворительную деятельность или препятствовать ей. Скорее, такие меры должны способствовать отчетности и порождать большее доверие среди НКО, в сообществе доноров и в общественной среде в том, что благотворительные средства и услуги достигают законных бенефициаров, которым они были адресованы. Системы, которые способствуют достижению высокой степени отчетности, честности и доверия населения к функционированию всех НКО, являются неотъемлемой частью обеспечения защиты НКО от использования для финансирования терроризма.
      5. От стран требуется выявлять и принимать эффективные и пропорциональные меры против НКО, которые либо используются террористами или террористическими организациями, либо сознательно поддерживают их, с учетом специфики конкретного случая. Страны должны стремиться предотвратить и преследовать в судебном порядке финансирование терроризма и другие формы поддержки терроризма. В случае если НКО подозревается или явно причастно к финансированию терроризма или к другим формам поддержки террористической деятельности, главным приоритетом стран должно быть расследование и пресечение такого финансирования или поддержки терроризма. При принятии мер в этих целях следует по возможности сводить к минимуму любые негативные последствия для невинных и законных получателей благотворительной деятельности. Однако этот интерес не может оправдать необходимость принятия незамедлительных и эффективных действий по принятию непосредственных мер по прекращению финансирования терроризма или других форм террористической поддержки со стороны НКО.
      6. Развитие отношений сотрудничества между государственным, частным сектором и НКО имеет решающее значение для понимания рисков для НКО и стратегий уменьшения риска, повышения уровня информированности, повышения эффективности и укрепления возможностей по борьбе с использованием НКО в целях финансирования терроризма. Странам следует поощрять развитие академических исследований и обмена информацией между НКО для решения вопросов, связанных с финансированием терроризма.
  • C.
    МЕРЫ
    1. Без ущерба требованиям, содержащимся в Рекомендации 1, поскольку не все НКО по своей сути являются высокорисковыми (а некоторые, возможно, представляют небольшой риск или вообще не представляют риска), страны должны определить какие организации подпадают под определение понятия «НКО», сформулированное ФАТФ. Выполняя эту задачу, страны должны использовать все соответствующие источники информации для определения характеристик и типов НКО, которые в силу своей деятельности или особенностей, вероятно, подвержены риску использования в целях финансирования терроризма* Например, такая информация могла бы быть предоставлена контрольными, налоговыми органами, ПФР, донорскими организациями или правоохранительными органами и органами разведки.. Кроме этого, важно определить характер угроз, которые террористические организации представляют для уязвимых НКО, а также как террористы используют эти НКО. Странам необходимо проанализировать достаточность мер, в т.ч. законов и нормативно-правовых актов, которые касаются тех НКО, которые могут использоваться для поддержки финансирования терроризма, чтобы быть в состоянии предпринять пропорциональные и эффективные меры, позволяющие устранить выявленные риски. Эта работа может принимать целый ряд форм и не обязательно должна быть оформлена в письменной форме. Странам также следует проводить повторный анализ сектора путем рассмотрения новой информации о его потенциальной уязвимости для террористической деятельности для обеспечения эффективной реализации мер.
    2. Существует широкий спектр подходов в выявлении, предупреждении и пресечении террористических злоупотреблений сектором НКО. Эффективный подход должен включать в себя все четыре из следующих элементов: (а) постоянная работа с сектором, (b) адресный риск-ориентированный надзор или мониторинг(c) эффективное расследование и сбор информации и (d) эффективные механизмы международного сотрудничества. Нижеперечисленные меры представляют собой примеры конкретных действий, которые страны должны принять в отношении каждого из этих элементов в целях защиты НКО от потенциального использования в целях финансирования терроризма.
      1. Постоянная работа с сектором НКО в отношении вопросов финансирования терроризма.
        1. Страны должны иметь четкую политику для обеспечения подконтрольности, честности и доверия населения к администрированию и управлению НКО;
        2. Странам следует поощрять и осуществлять программы по работе с сектором и образовательные программы, которые позволяют повысить и углубить осведомленность НКО и сообщества доноров о потенциальных уязвимостях НКО относительно использования в целях финансирования терроризма и рисков финансирования терроризма, а также мерах, которые НКО могут предпринять, чтобы защитить себя от такого использования;
        3. странам следует сотрудничать с НКО для разработки и совершенствования передовых методов для решения вопросов риска финансирования терроризма и уязвимостей и таким образом защитить их от использования в целях финансирования терроризма;
        4. странам следует поощрять НКО к проведению операций через регулируемые финансовые каналы, где это возможно, имея в виду разные возможности в финансовых секторах в различных странах и в различных сферах срочных благотворительных и гуманитарных программ.
      2. Адресный риск-ориентированный надзор или контроль НКО.

        Страны должны принять меры по обеспечению эффективного надзора или контроля. Унифицированный подход противоречил бы надлежащей реализации риск-ориентированного подхода, предусмотренного в Рекомендации 1 Стандартов ФАТФ. На практике страны должны быть в состоянии продемонстрировать, что меры, основанные на риске, применяются к НКО, подверженным риску использования для финансирования терроризма. Кроме этого, возможно, что существующие регулятивные или иные меры могут в достаточной степени позволять справляться с существующим риском финансирования терроризма для НКО в какой-либо юрисдикции, при этом риски финансирования терроризма, угрожающие этому сектору, должны периодически пересматриваться. Соответствующие органы власти должны контролировать выполнение НКО требований этой Рекомендации, в т.ч. применение к ним риск-ориентированных мер*В данном контексте правила и инструкции могут включать правила и стандарты, применяемые саморегулируемыми организациями и аккредитующими учреждениями.. Соответствующие органы власти должны быть в состоянии применять эффективные, пропорциональные и сдерживающие санкции за нарушения, совершаемые НКО или лицами, действующими от имени таких НКО*Спектр таких санкций мог бы включать замораживание счетов, исключение попечителей, штрафы, отмену сертификации, отзыв лицензии и отмену регистрации. Это не должно препятствовать параллельным гражданским, административным или уголовным процедурам в отношении НКО или лиц, действующих от их имени, где необходимо.. Ниже приводится несколько примеров мер, которые могут применяться к НКО (полностью или частично) в зависимости от выявленных рисков:

        1. От НКО можно требовать регистрироваться или получать лицензию. Эта информация должна быть доступна компетентным органам; НКО следует рекомендовать предоставлять эту информацию широкой публике*Специальные требования по лицензированию или регистрации в целях противодействия финансированию терроризма не обязательны. Например, в некоторых странах НКО уже зарегистрированы в налоговых органах и контролируются в контексте удовлетворения требований к льготному налоговому режиму (такому, как налоговые кредиты или налоговые исключения)..
        2. От НКО можно требовать хранить информацию о: (1) целях и задачах их заявленной деятельности, и (2) личности лиц (лица), которые владеют, контролируют или направляют их деятельность, включая старших сотрудников, членов правления и попечителей. Эта информация должна быть публично доступна или непосредственно от НКО, или через соответствующие органы;
        3. От НКО можно требовать публиковать ежегодные финансовые отчеты, которые предоставляют подробное описание доходов и расходов;
        4. От НКО можно требовать наличия надлежащего контроля, чтобы гарантировать, что все средства полностью учтены и расходуются в порядке, который соответствует заявленной цели и задачам НКО;
        5. От НКО можно потребовать предпринять соответствующие меры, которые позволят подтвердить идентификацию, полномочия и положительную репутацию их бенефициаров*Понятие «бенефициары» относится к тем физическим лицам или группам физических лиц, которые получают благотворительную, гуманитарную или иные виды помощи путем предоставления услуг НКО. и партнерских НКО и что они не участвуют в поддержке террористов и террористических организаций и (или) не используют благотворительные средства для их поддержки*Это не значит, что НКО должны идентифицировать каждое конкретное физическое лицо, поскольку такое требование не всегда будет возможно выполнить и в некоторых случаях оно будет препятствовать возможности НКО предоставлять столь необходимые услуги.. Однако от НКО не должно требоваться проводить надлежащую проверку клиента. От НКО можно потребовать предпринять разумные меры по документированию личностей крупнейших доноров и соблюдению конфиденциальности информации о донорах. Конечной целью этого требования является предотвращение использования благотворительных средств для финансирования и поддержки террористов и террористических организаций;
        6. От НКО можно требовать хранить в течение как минимум пяти лет отчеты о внутренних и международных операциях, которые должны быть достаточно подробными, чтобы убедиться, что средства были получены и израсходованы в соответствии с целью и задачами организации, и можно требовать предоставлять их компетентным органам в рамках соответствующих полномочий. Это также относится и к информации, упомянутой в пунктах (i) и (ii) выше. В тех случаях, когда это применимо, документы о благотворительной деятельности и финансовых операциях НКО могут быть также сделаны доступными общественности;
      3. Эффективный сбор информации и проведение расследований.
        1. Страны должны обеспечить эффективное сотрудничество, координацию и обмен информацией в максимально возможной степени между всеми уровнями соответствующих органов или организациями, которые имеют существенную информацию по НКО;
        2. страны должны иметь следственный опыт и возможности для изучения тех НКО, которые подозреваются в том, что они используются в террористической деятельности или террористическими организациями или активно их поддерживают;
        3. странам следует обеспечить возможность полного доступа к информации об администрировании и управлении конкретной НКО (в том числе финансовой и программной информации) в ходе соответствующего расследования;
        4. странам следует установить соответствующие механизмы для обеспечения того, чтобы при наличии подозрения или разумных оснований подозревать, что конкретная НКО: (1) используется в целях финансирования терроризма и/или служит прикрытием для сбора средств террористической организацией; (2) используется в качестве канала для финансирования терроризма, в том числе во избежание мер по замораживанию средств или других форм поддержки террористов; (3) скрывает или вуалирует подпольное отвлечение средств, предназначенных для законных целей, но перенаправленных в пользу террористов или террористических организаций, что эта информация быстро передавалась соответствующим компетентным органам для того, чтобы принять превентивные или следственные действия.
      4. Эффективная способность ответа на международные запросы о предоставлении информации о НКО, вызывающих озабоченность. В соответствии с Рекомендациями по международному сотрудничеству странам следует определить соответствующие контактные органы и процедуры для реагирования на международные запросы об информации, по конкретным НКО, подозреваемым в финансировании терроризма или других формах поддержки террористической деятельности.
  • D.
    РЕСУРСЫ НАДЗОРА, МОНИТОРИНГА И РАССЛЕДОВАНИЯ
    1. Страны должны предоставить соответствующим органам власти, ответственным за надзор, мониторинг или расследование в их секторе НКО, достаточные финансовые, людские и технические ресурсы.